Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 11680 0 пікір 3 Қараша, 2011 сағат 08:31

Жақсылық. Сәбитов. Происхождение Аргынов и Маджар с точки зрения ДНК-генеалогии

Аргыны одно из самых крупных племен среди казахов. В 1917 году по сведениям Мухамеджана Тынышпаева количество аргынов было 890 тысяч (1-ое место байулы - 1030 тыс, 3-ее место найман 830 тысяч).

Проблема происхождения аргынов очень сильно интересовала историков, ведь в отличие от многих других племен (кереи, найманы, джалары, конырат, кипчак, уйсун и т.д.) история аргынов не известна до XIV века.

Основной вопрос, на который мы постараемся ответить - это являются ли казахские маджары, проживающие в Торгае родственниками венграм, или же маджары являются составной частью аргынов.

Версия о родстве венгерских мадияр и казахских маджар довольно популярна в Венгрии и Казахстане. Проводятся конференции, экспедиции, курултаи (съезды) посвященные венгерско-казахским связям. Нисколько не сомневаясь в этих связях, мы тем не менее хотели бы разобраться в происхождении казахских маджар.

Также дополнительным вопросом в статье будет вопрос о происхождении самих аргын. Для этого мы должны рассмотреть различные версии происхождения аргын, бытующие в историографии.

В основном историки использовали лингвистические построения при определении предков аргынов. Перечислим основные версии происхождения аргынов:

Аргыны одно из самых крупных племен среди казахов. В 1917 году по сведениям Мухамеджана Тынышпаева количество аргынов было 890 тысяч (1-ое место байулы - 1030 тыс, 3-ее место найман 830 тысяч).

Проблема происхождения аргынов очень сильно интересовала историков, ведь в отличие от многих других племен (кереи, найманы, джалары, конырат, кипчак, уйсун и т.д.) история аргынов не известна до XIV века.

Основной вопрос, на который мы постараемся ответить - это являются ли казахские маджары, проживающие в Торгае родственниками венграм, или же маджары являются составной частью аргынов.

Версия о родстве венгерских мадияр и казахских маджар довольно популярна в Венгрии и Казахстане. Проводятся конференции, экспедиции, курултаи (съезды) посвященные венгерско-казахским связям. Нисколько не сомневаясь в этих связях, мы тем не менее хотели бы разобраться в происхождении казахских маджар.

Также дополнительным вопросом в статье будет вопрос о происхождении самих аргын. Для этого мы должны рассмотреть различные версии происхождения аргын, бытующие в историографии.

В основном историки использовали лингвистические построения при определении предков аргынов. Перечислим основные версии происхождения аргынов:

1. Мухамеджан Тынышбаев в своей книге "Материалы по истории казахского народа", писал что «в V веке китайские историки упоминают о народе "алунь" или "бай-егу". Известно, что китайцы не произносят букву "р" (тюрков поэтому называли тукиу; а многие европейцы, не обращая внимания на это обстоятельство, до сих пор думают, что тукиу одно из тюркских племен). "Бай" обозначает по китайски "великий", по тюркски "улуг". Тогда "алунь" можно читать "арунь" или "аргунь", а "бай-егу" - улуг-аргунь. Такие преобразования слов вполне допустимы, так как в орхонских надписях упоминается народ "улуг-еркин"» [1]. Как мы знаем Байырку было телеским племенем. В целом эта версия довольна спорна.

2. Мухамеджан Тынышбаев говоря о позиции Аристова по данному вопросу писал: «Аристов, по-видимому, хотел даже отожествить карлыков с аргынами и надо полагать, что он был близок к истине:

а. По его данным в составе аргынов (или как он называется басими) есть 3 рода из карлыков;

б. Самое слово "аргын" на наречии каракиргизов обозначает "помесь" (так называется между прочим смесь яка и обыкновенного рогатого скота);

в. Еще в X веке под напором Тогуз-огузов карлуки были разделены на 2 части - западная в XII веке кочевала около Бухары, - восточная упоминается только один раз - во время похода Чингисхана. По-видимому, восточные карлуки растворились в массе другого племени, а именно аргынов» [2]. Тут мы видим попытки отождествления аргынов с басмалами и карлуками на основе схожести этимологий этнонимов.

3. Некоторые фольк-хисторики в своих лингвистических построениях дошли до того, что объявили аргынов потомками двух народов Ариев и гуннов, причем название Аргун - это сокращенный вариант двух этнонимов Арий-Гунн. Абсурдность этой версии видна невооруженным глазом даже не историкам.

4. Шакарим Кудайберды-Улы в своей книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» писал, что «аргыны Среднего жуза являются потомками ойрата Аргун-аги»[3], наместника монгольских каганов в Иране. Нами эта версия считается спорной так как производить Аргынов от Аргун-аги из племени ойрат это тоже самое, что доказывать, что все Петровы произошли от Петра Первого. Тезок в истории всегда хватало и одного созвучия слишком мало, чтобы выдвигать такую версию.

Все эти версии по методологическим основаниям напоминают известную шутку об Аргынах: «Аргентина уже была заселена в верхнем палеолите аргынами, в честь которых была названа страна». Общее для всех версий то, что они выводят аргынов с Монголии или Алтая.

Мы считаем, что с помощью новых методов ДНК-генеалогии, возможно будет определить происхождение аргынов, подтвердив или опровергнув вышеперечисленные версии.

Также в статье мы хотели бы затронуть проблему происхождения маджаров. Маджары относятся к аргынам, являясь его подродом. Из-за схожести названия Маджар с самоназванием венгров Мадьяр, некоторые венгерские ученные считают, что маджары это те мадьяры, не переселившиеся в Венгрию и оставшиеся на исторической родине. В статье  «A Y-chromosomal comparison of the Madjars (Kazakhstan) and the Magyars (Hungary)» [4] исследователи приходят к выводу, что эти маджары имеют генетическое родство со многими восточноевропейскими популяциями, в том числе с венграми и украинцами. Вывод довольно спорный, так как он основан не на анализе гаплотипов казахских маджар и венгров, а на распространенности гаплогруппы G1, которая является гаплогруппой протестированных маджар. Мы вернемся к анализу статьи позже.

Сначала мы хотели бы на основе шежере (устные генеалогии) воспроизвести генеалогическое дерево аргынов. Так как на данный момент проживает свыше одного миллиона аргынов, мы ограничимся Генеалогической таблицей происхождения аргынских подродов.

Таблица составлена на основании шежере аргынов [5] и статьи Исхакова Д.М. [6]

Пояснения к Таблице:

Аргын - мы его считаем исторической личностью, жившим в XIV веке. Его имя было довольно распространено среди кочевников. Практика названия рода в честь жившего человека была довольно распространена среди кочевников [7]

Кодан-бий, сын Аргына. Известный акын и бий доживший до ста лет. Он был советником Урус-хана, предка казахских ханов. После убийства своего сына Акжола, он сочинил толгау, которая сохранилась в народной памяти до современных дней.

Акжол (Даир-ходжа), сын Кодан-бия. Акжол помог Барак-хану, внуку Уруса свергнуть зависимость от Тимуридов. [8] «Среди аргынов существует еще предание, что самыми приближенными лицами Абульхаира Узбекского были Кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Ак-Жолом, из рода аргын. Соперничество их окончилось убиением Даирхлджи (Ак-Жола) кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абульхаира выдачи Кобланды; хан отказал в их просьбе, Тогда аргыны (и Кереи) во главе с султанами Джаныбеком и Кереем оставили Абульхаира и ушли на восток. Это предание объясняет причину ухода Джанибека и Керея в Моголистан, на юг от оз. Балхаш (Хан-Тау), что нам известно из истории. Очевидно, этой кровной обидой и объясняется, что у шейбанидов не осталось ни одного аргына в то время, когда все остальные роды оказались разделенными между шейбанидами и потомками Джанибека; по крайней мере в списке названий родов, бывших с Мухамед-Шейбани при завоевании Туркестана, аргын нигде не упоминается». [9]

Кара-ходжа, сын Акжола. Сын Акжола еще в юности стал самостоятельной политической фигурой. Он стал советником хана Тохтамыша, вопреки воле отца, который всегда придерживался политической ориентации на потомков Урус-хана. В этом он повторял судьбу Нураддина, сына Едыге. Кара-ходжа оставался верен Тохтамышу до конца, что привело в конце концов, что Аргыны, наряду с Ширинами, Барынами, Кипчаками, стали одним из четырех «наследственных элей Тохтамыша». Он стал родоначальником рода Карачи-беков в Крыму и Казани, дети Кара-ходжи: казанский Карачи-бек Нарык (отец Чоры Нарыкова), крымский Карачи-бек Адиль Шукур-бек (отец Аджи Ямгурчи-бека).

В основном все казахские аргыны также происходят от Кара-ходжи (кроме токал-аргынов: шакшак и сары-жетим, маджаров)

На данный момент в ДНК-проекте казахов всего шесть аргынов получили результаты по STR-маркерам. У пяти совпадает гаплотипы. Их гаплогруппа G1.

Из этих пяти человек двое принадлежат к подродам старших аргынов: Козган и Каржас. Трое относяться к подродам Токал-аргынов (младшие аргыны): один Сары-жетим и два Маджара. Согласно шежере аргынов Маджар был правнуком Сары-жетима (Маджар, сын Жаукашты, сына Жолдыбая, сына Сарыжетима) и жил примерно в XVI веке [10]

Также в статье «A Y-chromosomal comparison of the Madjars (Kazakhstan) and the Magyars (Hungary)» приведены 45 гаплотипов маджар. Тестировались не близкие родственники из рода маджар, проживающих в бывшей Торгайской области. Из 45 протестированных маджар 39 (86,7%) имели гаплогруппу G1. Гаплогруппа была определена по SNP. Оставшиеся шесть маджар имели следующие гаплогруппы: J2*/-M172 (3 человека), K/-M9, F/-M89, N/-M231.

Были также проведены анализы по STR-маркерам: DYS 19, DYS 385 a/b, DYS 389-1, DYS 389-2, DYS 390, DYS 391, DYS 392, DYS 393, DYS 437, DYS 438, DYS 439.

Мы приведем сравнительную таблицу, где будут указаны гаплотипы аргын и маджар, из статьи и из ДНК-проекта казахов (пять аргынов помечены курсивом) [11]:

Напомним что общий первый предок для родов Каржас и Козган - это Мейрам, сын Кара-ходжи (время жизни - середина 15 века). Общий первый предок для старших аргынов (Козган и Каржас) и младших аргынов (сарыжетим, маджар) Акжол (время жизни - конец XIV - начало XV века)

 

Название

подрода

N

3

9

3

3

9

0

1

9

3

9

1

3

8

5

а

3

8

5

b

4

2

6

3

8

8

4

3

9

3

8

9

-

1

3

9

2

3

8

9

-

2

4

3

7

4

3

8

Kozgan

1

13

23

13

10

13

17

11

12

13

14

12

29

16

10

Karjas

1

13

23

13

10

13

17

11

12

13

14

12

29

16

10

Saryjetim

1

13

23

13

11

13

17

11

12

14

14

13

29

16

10

Madjar

2

13

23

13

11

13

18

11

12

12

14

12

29

16

10

Madjar

2

13

23

13

11

13

18

11

12

12

14

12

29

16

10

Madjar1

24

13

23

13

11

13

17

X

X

12

13

12

28

16

10

Madjar2

2

13

23

13

11

14

17

X

X

12

14

12

29

16

10

Madjar3

4

13

23

13

11

13

17

X

X

12

14

13

29

16

10

Madjar4

1

13

23

13

11

13

18

X

X

12

14

13

29

16

10

Madjar5

3

13

23

13

11

13

17

X

X

13

14

12

29

16

10

Madjar6

1

13

23

13

11

13

17

X

X

12

15

12

30

16

10

Madjar7

4

13

23

13

12

13

17

X

X

12

14

12

29

16

10

 

Посмотрев на гаплотипы аргынов и маджар можно прийти к следующим выводам:

Маджары являются частью аргынов и не являются близкими родственниками венграм, являясь по сути всего лишь тезками венгерским мадьярам.

Также хотелось отметить, что ни одна из версий происхождения аргынов, выводящих их с Монголии не подтверждается. Скорее всего, сам Аргын, имевший гаплогруппу G1 был либо автохтоном, либо выходцем с западной части Золотой Орды.

 

1. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год. http://www.history.kz/Articles/argyn.php

2. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год. http://www.history.kz/Articles/argyn.php

3. Шакарим Кудайберды-Улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий", перевод Бахыта Каирбекова, Алма-Ата, СП Дастан, 1990. http://www.history.kz/Articles/argyn.php

4. A.Z. Bíró, A. Zalán, A. Völgyi, H. Pamjav «A Y-chromosomal comparison of the Madjars (Kazakhstan) and the Magyars (Hungary)»// American Journal of Physical Anthropology. Volume 139 Issue 3, Pages 305 - 310.

5. Қазақ ру-тайпаларынын тарихы. Арғын. Том 9. Книги 1-3. Алматы. 2007.

6. Исхаков Д.М. «Родословные и эпические произведения как источник истории сословий улуса Джучи и татарских ханств»// Источниковедение Истории улуса Джучи (от Калки до Астрахани 1223-1556). Казань. 2001. стр.347

7. Кляшторный С.Г. Савинов Д.Г. «Степные империи древней Евразии». Санкт-Петербург ( 2005), стр.44, Юдин В.П. «Центральная Азия в 14-18 веках глазами востоковеда». Алматы. 2001. стир. 74.

8. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 83,133.

9. Мухамеджан Тынышбаев "Материалы по истории казахского народа", Ташкент 1925 год. http://www.history.kz/Articles/argyn.php

10. Қазақ ру-тайпаларынын тарихы. Арғын. Том 9. Книга 3. Алматы. 2007. стр. 547,550. Исмагулов О. «Этническая генография Казахстана». Алматы. 1997. стр.19

11. Базу Данных казахского ДНК-проекта можно скачать здесь:

http://www.elim.kz/forum/index.php?showtopic=612

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1468
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3241
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5394