Информационные материалы по приватизации
Информационно-аналитические материалы по информационному сопровождению хода реализации Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы
За годы независимости Казахстан смог подняться со 109 (в начале 90-х) до 51 места (по итогам нынешнего года) в авторитетном рейтинге Всемирного Экономического форума. Таким образом, наша республика достигла результатов, поставленных Главой страны шесть лет назад, по вхождению в клуб 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
В соответствии с Посланием народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира.
При этом, основным посылом всей государственной политики по реализации данной стратегии является вовлечение в предпринимательскую инициативу максимально большего число казахстанцев, сделать малый и средний бизнес воистину всенародным социально-экономическим движением.
14 февраля 2014 года Главой государства на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан определен целевой индикатор «довести до 2020 года долю государственного участия в национальной экономике до уровня большинства развитых стран ОЭСР до 15 % от ВВП».
В то же время, государство оставляет за собой ответственность за создание условий, благоприятных для предпринимательской инициативы.
Одним из ярких примеров подобной поддержки стала реализация по поручению Главы государства в 2008-2009 г.г. Антикризисной программы Правительства, которая целенаправленно поддержала финансовый, строительный, аграрный сектора, МСБ и крупные индустриальные проекты.
Кроме того, по поручению Главы государства Правительством разработан проект Закона, закрепляющий принципы «Yellow Pages Rule», предусматривающий четкий перечень условий и процедур возможного участия государства в капитале частных компаний.
В настоящее время в республике функционирует более 25 тыс. госучреждений, госпредприятий, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, которые работают в основной массе на тех же рынках, что и частные предприятия. Сегодня госпредприятия, находящиеся в ведении госорганов получают государственные заказы, и ограничивают возможности для развития частному бизнесу. Для повышения конкуренции необходимо сокращение государственного участия в конкурентной среде до уровня развитых стран через приватизацию государственных предприятий и организаций с государственным участием.
Постановлением Правительства РК от 31 марта 2014 года № 280 утвержден Перечень организаций, подлежащих приватизации, всего 782 организации. Необходимо отметить, что формирование перечней проводилось в соответствии с определенными критериями:
1) наличие физических лиц или частных юридических лиц, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке;
2) не оказывающие социальные услуги (при условия полного отсутствия конкуренции либо недостаточного количества частных юридических лиц для полного удовлетворения потребностей населения в данных услугах);
3) деятельность не затрагивает вопросы национальной безопасности, обороноспособности государства или правопорядка.
Основной лейтмотив приватизации - организации, функционирующие в конкурентной среде не должны поддерживаться государством, поскольку это создает неравную конкуренцию, порождает иждивенческие настроения и влечет расходы бюджета, который формируется за счет налогов частных предпринимателей и населения.
Таким образом, вторая волна приватизации является логическим продолжением политики Правительства по увеличению доли частного сектора в экономике страны и снижению роли государства.
Необходимо отметить, что приватизация проводится не для самой приватизации, я для повышения эффективности деятельности предприятий. Общеизвестно, что бизнес является лучшим менеджером по сравнению с государством. Частный сектор способен быстрее адаптироваться к новым условиям и вызовам и внедрить новые разработки и технологии.
Проведение приватизации.
- Социальные объекты сохранят свое социальное назначение. К объектам, выполняющим социальные функции, будут применяться либо коммерческие тендеры, либо передача в доверительное управление. При проведении тендеров по продаже или передаче в доверительное управление одним из условий может быть сохранения профиля деятельности объекта.
- Для обслуживания граждан в социальных объектах будет доводиться государственный заказ. У частного бизнеса появится возможность сочетать в объектах обслуживание по государственному заказу и привлекать клиентов на частной основе. Это вынудит владельцев данных объектов конкурировать на рынке. Соответственно, это повлечет за собой рост конкурентоспособности, улучшение целевых индикаторов по каждому объекту.
- Улучшится качество предоставления услуг. В процессе роста конкурентоспособности объектов возникнет необходимость в улучшении качества человеческого капитала (улучшение уровня образования и т.п.)
- Повышение уровня жизни казахстанцев через получение более качественного уровня образования и здравоохранения.
- В состав постоянных рабочих комиссий по продаже как на республиканском так и местном уровне включены представители НПП и НДП «Нур Отан». Они будут следить за оценкой предприятий.
- Оценка будет производиться согласно законодательства РК. В соответствии с Законом РК «О государственном имуществе» первоначальная стоимость объекта определяется Комиссией по приватизации на основании оценочной стоимости, определяемой независимыми оценщиками в соответствии с Законом РК «Об оценочной деятельности».
- В целях обеспечения прозрачности и гласности в состав постоянных Комиссий по приватизации включены представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана и НДП Нуротан. Создана единая электронная площадка по продаже имущества, первые торги намечены на июль-август текущего года.
- Сама процедура приватизации регулируется Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе», Постановлением Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах приватизации». По решению местных исполнительных органов созданы региональные комиссии по вопросам оптимизации юридических лиц и объектов недвижимости, находящейся в коммунальной собственности, сформирован
перечень объектов государственной собственности, подлежащих передаче в частную собственность на основании приватизации или иного отчуждения, определены критерии по выбору видов отчуждения республиканского и коммунального имущества, проводятся на постоянной основе анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках, в которых действуют организации с государственным участием, вносятся предложения по целесообразности их дальнейшего функционирования на данном товарном рынке, проводятся мероприятия по оздоровлению и повышению инвестиционной привлекательности нерентабельных организаций с государственным участием и.т.д
- I. Международные модели приватизации.
¾ массовая приватизация (Чехия, РФ, Грузия, Казахстан, Армения, Болгария, Словения);
¾ модель платной приватизации (аукцион);
¾ модель инсайдеров основана на приобретении приватизируемого предприятия целиком или доминирующей его доли сотрудниками данного предприятия (Польша, Румыния, Словения, Хорватия);
¾ модель установления единовременного мажоритарного контроля со стороны внешнего собственника (Венгрия, Эстония);
¾ модель смешанного (частно-государственного) контроля, государство сохраняет контроль над естественными монополиями, а также над рядом ключевых предприятий (Центральная и Восточная Европа);
¾ модель социально-ориентированной собственности, т.е. размещение акций для работников предприятия, непроданные акции передаются в социальные фонды (Хорватия, Македония, Словения)
¾ модель case-by-case (Великобритания, Чили).
Приватизация государственной собственности в Республике Казахстан в 90-х годах
1.Причины приватизации
Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности возникла еще в 90-х годах 20-века в период перестройки и демократизации бывшего СССР. Административно-командная система управления, непоследовательность и половинчатость экономических реформ, вызвали не только экономический, но и политический кризис в СССР.
Характерными особенностями экономической обстановки того времени были останавливающие свою работу предприятия, неплатежи, пустые прилавки магазинов, высокая инфляция.
В этих условиях Казахстан 25 октября 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете.
Необходимость разгосударствления и приватизации была обусловлена задачей скорейшей модернизацией экономической системы страны и перехода к основам рыночной экономики. Осуществление разгосударствления и приватизации государственной собственности, без преувеличения, явилось основополагающим процессом реформирования.
2. Плюсы и минусы приватизации 90-х. Результаты приватизации.
2.1. Была создана государственная система управления и приватизации государственной собственности.
Организационной основой для проведения реформ государственной собственности стало создание уполномоченного государственного органа – Государственного комитета Казахской ССР по управлению государственным имуществом. Впоследствии, на различных этапах реформирования экономики республики данный Государственный комитет по управлению госимуществом преобразовывался. В апреле 1995 года на его базе был создан Государственный комитет Республики Казахстан по приватизации государственного имущества. В период до конца 1997 года в системе органов государственного управления республики действовало 2 Госкомитета – по управлению госимуществом и по его приватизации. Осенью 1997 года Госкомитет по управлению госимуществом и Госкомитет по приватизации госимущества были реорганизованы путем слияния в Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан. Названная структура действует и в настоящее время.
2.2. Была создана законодательная база для проведения приватизации.
Первоосновой в законодательном обеспечении процесса разгосударствления и приватизации стал Закон Казахской ССР «О разгосударствлении и приватизации», принятый 22 июня 1991 года, который определил правовые основы, правила и процедуры преобразования государственной собственности в республике.
В декабре 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О приватизации». Законом был усовершенствован порядок приватизации государственного имущества, были предусмотрены новые виды приватизации, введены предварительные стадии приватизации через доверительное управление имуществом, а так же имущественный наем, и иные положения, направленные на упорядочение процесса приватизации в соответствии с меняющимися экономическими и политическими условиями.
В целях совершенствования законодательства в области управления государственными активами, принят Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе».
2.3. За сравнительно короткий период была проведена широкомасштабная приватизация.
По прошествии времени, можно выделить 4 основных этапа процесса преобразования и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан.
Первый этап (1991-1992 годы).
На первом этапе приватизация носила инициативный характер. Государственные органы принимали решение о приватизации только после заявки коллектива предприятия на приватизацию. Выбор формы разгосударствления и приватизации предприятия предоставлялся самому трудовому коллективу. Разгосударствление и приватизация предприятий проходила как на аукционах, конкурсах, так и через акционирование и безвозмездную передачу трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры, находившейся на балансе приватизируемого предприятия.
Всего в ходе первого этапа приватизирован 4771 объект, в том числе 472 совхоза.
В 1991 году в республике насчитывалось 2124 государственных сельскохозяйственных предприятий (совхозов) и 417 колхозов.
В соответствии с действующим законодательством приватизация имущества госсельхозпредприятий осуществлялась путем наделения имущественными и земельными паями членов трудового коллектива. Владельцы паев имели право создавать малые предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства.
На начало 1993 года количество производственных кооперативов насчитывало 837, коллективных предприятий - 405, малых предприятий - 622 и 9262 крестьянских хозяйств.
Поворотным моментом первого этапа стало изменение психологии людей и их отношения к частной собственности, понимание необходимости перехода к рыночной экономике.
Второй этап (1993-1995 годы). Важнейшим шагом этого этапа стала единая система управления и приватизации государственной собственности.
Были упразднены органы по управлению и приватизацией, подчиненные местным администрациям. Преобразование и приватизация государственной собственности в областях осуществлялась только территориальными органами Госкомимущества. При этом председатели его территориальных органов получили статус заместителей акимов (глав администраций) областей.
В короткие сроки осуществлена приватизация всего оптово-розничного звена бывшей советской торговли, системы общественного питания, службы быта и транспортного обслуживания. Сохранение его в прежнем виде было основным тормозом для развития малого и среднего бизнеса.
На втором этапе сохранялись отдельные льготы трудовым коллективам, осуществляющим приватизацию предприятий. Если в аукционе или конкурсе участвовало хозяйственное товарищество, объединяющее более 50 % работников реализуемого объекта, им предоставлялась скидка до 10 % от цены продажи.
Малая приватизация проводилась в форме аукционов и конкурсов. На аукционах малой приватизации оплата приобретаемого государственного имущества могла производиться на 50 % денежными средствами и на 50 % жилищными купонами.
По инициативе Правительства началось акционирование государственных предприятий, что послужило началом массовой приватизации и приватизации по индивидуальным проектам.
Была законодательно закреплена норма о получении трудовым коллективом приватизируемого предприятия права безвозмездно получить до 10 % привилегированных акций от величины уставного капитала. Государственные пакеты акций, находившиеся в собственности государства, передавались в управление вновь созданным государственным холдинговым компаниям.
В этот период был сформирован рынок ценных бумаг Казахстана. Были созданы инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ), как система институциональных инвесторов. Это этап начала массовой приватизации.
Участие в массовой приватизации приняли свыше 11 миллионов человек, т.е. 67 % населения республики. За время купонной приватизации выставлено на продажу 172,5 миллиона акций 1707 акционерных обществ. Из всех акционерных обществ, выставленных на купонные торги, полностью проданы государственные пакеты акций 152,9 АО, а это 89 % от выставленных на аукционы.
Началась приватизация по индивидуальным проектам крупных объектов, выпускающих продукцию особой социальной значимости.
С 1994 года государственные пакеты акций крупных акционерных компаний передаются в доверительное управление под определенные обязательства, связанные с дальнейшим развитием и функционированием передаваемого предприятия.
В агропромышленном комплексе разгосударствление и приватизация велась с учетом специфики предприятий. Стоимость имущества сельскохозяйственного предприятия до 75 % при продаже оплачивалась приватизационными жилищными купонами. Продажа имущества осуществлялась на конкурсах или аукционах.
С 1993 по 1995 годы в республике приватизировано 1490 государственных сельскохозяйственных предприятий, т.е. 70,2% от общего числа государственных предприятий агропромышленного комплекса.
В целом на данном этапе приватизировано 6037 государственных объектов, а так же госпакеты акций и доли участия 385 АО и ТОО, в доход государства направлено 9 476 676 тыс.тг.
Учитывая широкие масштабы приватизации, Государственный Комитет Республики Казахстан по государственному имуществу был реорганизован. В мае 1995 года были созданы Государственный комитет Республики Казахстан по управлению государственным имуществом и Государственный комитет Республики Казахстан по приватизации.
Третий этап (1996-1998 годы).
Особенностью третьего этапа стал переход к секторным программам приватизации и реструктуризации.
Как известно, при реорганизации государственных предприятий в АО (ТОО), при приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, объекты социальной сферы (образования, здравоохранения и культуры), находящиеся на балансах предприятий, не включались в уставный капитал и не продавались с торгов. Эти объекты, как социально значимые, подлежали передаче местным исполнительным органам для последующего использования по целевому назначению.
Однако, из-за отсутствия в государственном бюджете средств на их содержание, необходимости пополнения доходной части бюджета, постановлением Правительства от 14 января 1997 года № 65 была утверждена Секторная программа приватизации и реструктуризации, которым был утвержден поименный перечень объектов системы здравоохранения, образования, культуры и спорта, подлежащих приватизации в 1997 году. Согласно данной программе подлежали приватизации 3551 объектов социальной сферы. В период 1997-1998г.г. было продано 2839 объектов.
В этот период активизировалась приватизация предприятий нефтегазового, транспортно-коммуникационного комплексов, а так же крупных обънетов промышленности. По каждой из указанных отраслей была разработана специальная программа приватизации по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных исполнительных органов с привлечением квалифицированных консультантов.
Были введены новые методы приватизации - проведение конкурентных тендеров с привлечение стратегических инвесторов. Из 66 предприятий, переданных в доверительное управление согласно заключенным контрактам, 26 были проданы управляющим компаниям.
Правительство инициировало приватизацию объектов стратегических отраслей экономики.
Только в 1997 году в рамках реализации секторных программ было продано 1946 объектов социальной сферы, в том числе 67,7% объектов здравоохранения, 57,7% - образования, 49,8%-культуры, 66,7% - объектов туризма и спорта, подлежащих приватизации.
На третьем этапе по республике были приватизированы 162 госсельхозпредприятий.
В целом за период с 1991 по 1997 годы при приватизации госсельхозпредприятий имущественными паями были наделены 1 161 906 человек, которым были выданы свидетельства собственника.
Кроме того, до конца 1998 года было приватизировано 2615 акционерных обществ и хозяйственных товариществ, что составило 51,8 % от общего числа созданных акционерных обществ и хозяйственных товариществ. Приватизировано 2905 объектов социальной сферы.
В этот период по индивидуальным проектам приватизировано 93 предприятия, что составляет порядка 80% всех производственных мощностей Республики, в т.ч. в нефтегазовой отрасли продано 23; в металлургической, горно-рудной и машиностроительном комплексе – 41; в энергетической –19; в других отраслях экономики – 10.
Приватизация крупных предприятий была основным источником пополнения доходной части бюджета.
56 предприятий было продано иностранным инвесторам. Созданный имидж страны с хорошим инвестиционным климатом, привлек в Казахстан инвесторов из США, Англии, Кореи, Швейцарии, Бельгии, Гибралтара, Индонезии, Канады, Германии, КНР, России.
Участие иностранного капитала в приватизационном процессе, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями, освоение передовых технологий подтвердило верность стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Первые три этапа приватизации характеризуются активным развитием рыночных отношений. Реальная задача приватизации состояла не только в том, чтобы просто передать ранее существовавшие предприятия и активы в частную собственность, а скорее в том, чтобы постепенно заменить их новыми производством и новыми активами. Именно массовая приватизация в Казахстане способствовала появлению корпоративного сектора, развитию национальной модели корпоративного контроля и управления.
Четвертый этап (1999 год по настоящее время) характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную.
Реальными мерами по укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов явилось предоставление права принятия решения и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности Акимам областей, городов Астана и Алматы. В 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах.
Началась оптимизация числа республиканских государственных и коммунальных государственных предприятий. Они сохранялись только там, где без организаций этой правовой формы невозможно было обойтись.
2.4 Был создан широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие организаций, насыщение отечественной продукцией казахстанского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест.
2.5 Создан механизм по управлению государственным имуществом.
Государство, используя различные механизмы, в том числе приватизацию, сужает сферу влияния государства в различных областях экономики, прежде всего, через передачу в конкурентный рынок непрофильных активов (либо видов деятельности) государственных предприятий и акционерных обществ (товариществ), а также активов, деятельность которых неэффективна (либо малоэффективна).
3.Критерии видов приватизации.
Основными критериями приватизации являлись:
- малая приватизация (продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 человек). Аукционная и конкурсная продажа объектов
- массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 человек) . Аукционная продажа объектов, в том числе с использованием инвестиционно-приватизационных купонов.
- приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек). Реализация индивидуальных проектов велась через продажу на оговоренных условиях определенному инвестору, реализацию на аукционах и конкурсах; заключение контракта на управление; открытую продажу акций
- приватизация организаций агропромышленного комплекса. Имущество государственных сельхозпредприятий в основном передана безвозмездно и частично продана трудовым коллективам этих предприятий. Каждому члену коллектива было выдано свидетельство об имущественном пае и право на условную эемельную долю.
4.Процесс приватизации (Механизмы, подходы, принципы приватизации).
Основными принципами проведения приватизации являются гласность, конкурентность, правопреемство, ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность представленных данных об объектах приватизации.
При этом, при приватизации учитываются следующие основные подходы, направленные на:
оптимизацию структуры государственных активов, уменьшение расходов государственного бюджета на управление государственным имуществом;
привлечение инвестиций в реальный сектор казахстанской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии казахстанских организаций, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и, безусловно, их выполнять;
создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие организаций, насыщение отечественной продукцией казахстанского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;
обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
ориентацию на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства;
обязательный учет мирового опыта приватизации;
сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации.
1. Зачем проводится данная приватизация государственного имущества?
Сегодня государство прямо или косвенно представлено в предпринимательской деятельности. Казахстанский бизнес находится не в благоприятных условиях, так как госкомпании оказывают конкурентное давление во многих нишах экономики. Это ведет к ухудшению делового климата, к ограничению потенциала и перспектив сфер развития бизнеса, в особенности малого и среднего, и как следствие к оттоку капитала из страны.
Кардинальные изменения требуются и в самом квазигосударственном секторе, для которого уже давно характерны раздутость и неэффективность управления.
В этой связи Глава государства на расширенном заседании Правительства 11 октября 2013 года поручил Правительству обеспечить увеличение количества предприятий в рамках второй волны приватизации.
2. Что она даст компаниям?
Средства, выделяемые субъектам квазигосударственного сектора, не всегда используются эффективно. Поэтому необходимо рассмотреть потенциал и возможности частных компаний в реализации госзаданий и заказов, которые могут подойти к ним более эффективно и менее затратно.
Реализация мероприятий в рамках второй волны приватизации даст новый импульс для развития малого и среднего бизнеса, а также государство, национальные холдинги и компаний получат дополнительный источник финансирования необходимых для развития страны инфраструктурных проектов.
Госпредприятия, находящиеся в ведении госорганов получают государственные заказы. Это создает неравную конкуренцию между частным бизнесом не связанным с государственными органами и госпредприятиями. Устранение неравенства, несомненно, выгодно для предпринимателей и будет способствовать развитию частного бизнеса.
Государство, являясь акционером компаний, передаваемых на приватизацию, сокращает собственное участие в конкурентной среде. Новые акционеры, во-первых, получают готовый бизнес, во-вторых, большую возможность проявления инициативы для его развития, в третьих возможность к ценным кадрам, которые являются лучшими специалистами в своей специфической отрасли.
3. Как она повлияет на развитие экономики страны?
В целях сокращения участия государства в экономике Правительством принят Комплексный план приватизации на 2014-2016 годы. В соответствии с Планом работа проводится по следующим направлениям.
1. Приватизация государственных компаний, ориентированных на получение коммерческой прибыли
2. Продажа холдингами и национальными компаниями непрофильных активов и объектов, а также передача ими в частный сектор профильных активов не стратегического характера
3. Реорганизация оставшихся госактивов с целью формирования оптимальной структуры госсобственности.
У государства предлагается оставить только активы в стратегически важных отраслях экономики и организации, оказывающие государственные услуги.
В результате реализации Комплексного плана количество организаций квазигосударственного сектора сократится к 2017 году на 15 %.
Таким образом, государство стремится сократить свое присутствие на конкурентном рынке, освобождая нишу для развития частного предпринимательства, что в конченом счете благоприятно отразится на экономике государства.
4. По какому принципу выбирались компании, которые частично перейдут в частные руки?
Для определения организаций, подлежащих передаче в частный сектор Правительством определены следующие критерии:
• наличие частных компаний, осуществлящих виды деятельности (работ и/или оказывает услуги) на данном товарном рынке;
• не затрагивают вопросы национальной безопасности, обороноспособности государства или правопорядка;
• не оказывают социальные услуги (при условии полного отсутствия конкуренции либо недостаточного количества частных компаний для полного удовлетворения потребностей населения в данных услугах)
При этом ГП и АО (ТОО) с государственным участием рекомендуется приватизировать в случаях, если основная часть доходов складывается от выполнения работ и оказания услуг частному сектору, не оказывают государственные услуги, не является субъектом государственной монополии, являются инвестиционно привлекательными для частного сектора.
5. Не приведет ли приватизация социальных объектов к негативным последствиям?
Безусловно нет. Социальные объекты сохранят свое социальное назначение. К объектам, выполняющим социальные функции, будут применяться либо коммерческие тендеры, либо передача в доверительное управление. При проведении тендеров по продаже или передаче в доверительное управление одним из условий может быть сохранение профиля деятельности объекта и штата сотрудников. Также для обслуживания граждан в социальных объектах будет доводиться государственный заказ. У частного бизнеса появится возможность сочетать в объектах обслуживание по государственному заказу и привлекать клиентов на частной основе. Это вынудит владельцев данных объектов конкурировать на рынке. Соответственно, это повлечет за собой рост конкурентоспособности, улучшение целевых индикаторов по каждому объекту.
1. Сатылатын мемлекеттік мүліктің бағасы қалай анықталады және белгіленген бағаның заңнама мен нарық талаптарына жауап беретіндігіне кім кепіл береді?
Бағалау Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады. «Мемлекеттік меншік туралы» Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес объектінің бастапқы құны Жекешелендіру бойынша Комиссиясымен «Қазақстан Республикасындағы бағалау қызметі туралы» Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес тәуелсіз бағалушылармен анықталатын бағалау құны негізінде анықталады.
2. Жекешелендіру бойынша ұсыныстарды қалыптастыруда квазимемлекеттік сектор субъектілерінің қызметіне талдау кіммен жүзеге асырылды?
Аталған жұмыс ЭБЖМ мүдделі мемлекеттік органдар мен «Атамекен» Одағымен бірлесе отырып жүзеге асырылды және атқарылған жұмыс мемлекеттің қатысуымен құрылған ұйымдардың, оның ішінде ұлттық холдинг құрамына енетін компаниялар санын азайтуға бағытталған.
3. Кейбір объектілерге тендер жарияланып қойған, ол қандай жолмен жүзеге асырылады?
Мемлекеттік мүлікті сату бойынша тендерді ұйымдастыру және өткізу мемлекеттік мүлік бойынша уәкілетті органмен немесе жергілікті атқарушы органмен жүзеге асырылады.
Тендер – бұл қатысушылар өздерiнiң ұсыныстарын жазбаша жабық конвертте мәлiмдейтiн сауда-саттық нысаны.
Мемлекеттік мүлікті сату бойынша тендерді ұйымдастыру және өткізу
тәртібі Қазақстан Республикасы Үкіметінің «Жекешелендіру объектілерін сату қағидасын бекіту туралы» 2011 жылғы 9 тамыздағы № 920 Қаулысымен регламенттелген.
4. Мемлекеттік мүлікті сату бойынша жүргізілетін жұмыстардың ашықтығы қалай қамтамасыз етілмек?
Қазақстан Республикасы Премьер-Министрінің орынбасарымен 2014 жылға арналған «2014-2016 жылдарға арналған жекешелендірудің кешенді жоспарын» жүзеге асыруды ақпараттық сүйемелдеу жоспары бекітілген, оған сәйкес 2014-2016 жылдарға арналған Жекшелендірудің кешенді жоспарын жүзеге асыру мәселелері бойынша теле және радиосюжеттердің, ақпараттық хабарламалардың, сөз сөйлеу, интервью, комментарийлердің жариялануы қарастырылған. Сонымен бірге, мүлікті сату бойынша бірыңғай электрондық алаң құрылған, жекешелендіру бойынша комиссиялардың құрамына ҚҰП, өзге тұлғалар және ұйымдар енгізілген.
5. Жекешелендіру үрдісіне бірнеше рет қатысуға мүмкіндік бар ма?
Заңнамамен жекешелендіруге жататын объектілерді сатып алу бойынша сатуларға қатысу саны бойынша ешқандай шектеу көзделмеген. Сатылым қатысушысы ретінде тіркелу үшін Жекешелендіруге жататын объектілерді сату Ережелерінде көзделген құжаттарды ұсынса жеткілікті.
1. Вы указали, что в перечне на приватизации оказались организации, оказывающие услуги по обучению государственному языку. Передача данных предприятий в частные руки не приведет ли к негативным последствиям, не будут ли ущемлены права граждан Республики Казахстан на свободное и бесплатное овладение государственным языком?
Ответ:
Безусловно нет. Рынок услуг по обучению языкам является конкурентным. Такие услуги осуществляются частными организациями. В пример, я уже приводил опыт ВКО, где было выявлено, что только на территории города Усть-Каменогорска услуги по обучению государственному языку на платной основе оказывали более 6 субъектов.
Кроме того, практическую деятельность по репетиторству, групповое обучение государственному и иностранным языкам проводят преподаватели учебных заведений.
Таким образом, хоть законодательно и разрешено создание госпредприятий в области образования, однако, принимая во внимание наличие иных субъектов на товарном рынке, с целью развития конкуренции на нем, считаем нецелесообразным присутствие на товарном рынке государственных предприятий.
Что касательно обучения госязыку граждан РК на бесплатной основе, то возможно размещение соответствующего государственного заказа на конкурсной основе, что также даст толчок к развитию предпринимательства.
2. В своем выступлении Вы отметили принцип «желтых страниц», который внедряется в казахстанское законодательство. Что означает данный принцип и в каком законодательстве предполагается его применение?
Да, действительно, в настоящее время принципы участия государства в бизнесе дополняются правилом, так называемых «желтых страниц», в соответствии с которыми государство не должно создавать организации там, где присутствуют субъекты частного бизнеса.
В настоящее время Министерством регионального развития разработан законопроект, закрепляющий указанные принципы, предусмотрев при этом исчерпывающий перечень условий, процедур возможного участия государства в предпринимательской среде. Соответствующие изменения и дополнения планируется внести и в Закон «О конкуренции».
3. Каким образом в перечень на приватизацию попал Дворец Республики в Алматы?
Ответ:
Сразу хотел бы отметить, что на реализацию выставлена доля в управляющей компании с одноименным названием (ТОО «Дворец Республики»), что возможно и вызвало определенное негодование у населения.
Но это всего лишь управляющая компания, сам же, Дворец Республики, был лишь передан в доверительное управление и как имущественный комплекс находится в коммунальной собственности. Реализация данной компании была продиктована необходимостью привлечения инвестора, имеющего опыт в управлении аналогичными комплексами, как Дворец Республики.
Конечно, безусловно, отдельные объекты, предложенные к приватизации, могут вызывать определенные сомнения, но это только, на первый взгляд. Так, зачастую высказываются сомнения в части перепрофилирования отдельных объектов под различные торговые и развлекательные центры, рынки и тому подобное. В данном случае необходимо понимать, что при реализации госактива возможно выставление соответствующих требований по сохранению профиля деятельности соответствующей организации.
4. На приватизацию выставляются крупные активы, в том числе монополисты. Не приведет ли реализация таких объектов к еще большей концентрации рынка и ограничению конкуренции?
Ответ:
Действительно, такие сделки, несут в себе риски возможного установления монопольного положения приобретателя, а также ограничения конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Необходимо отметить, что Антимонопольный орган обладает необходимым инструментарием, ограничивающим возможность концентрации субъектов рынка. Так, в соответствии с Законом «О конкуренции» в случае если одним из лиц, участвующих в сделке, является доминант, необходимо обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на совершение такой сделки, по итогам рассмотрения которого может быть вынесен запрет на экономическую концентрацию, если она приводит к ограничению конкуренции.
5. Каким образом проведение второй волны приватизации повлияет на конкуренцию?
Ответ:
Несомненно, продажа государственных компании будет способствовать появлению новых игроков на конкурентном рынке, в т.ч. приватизация может быть рассмотрена как привлечение частных инвестиции в отдельные отрасли экономики.
Более того, проведение данной приватизации будет способствовать развитию конкуренции на отдельных товарных рынках, что соответствует одному из важнейших направлений государственной политики по поддержке бизнеса и развитию конкуренции.
Жекешелендірудің екінші толқынын жүргізу бәсекелестікке тигізер әсері қандай?
Жауап:
Мемлекеттік компанияларды сату, бәсекелестік нарығында жаңа ойыншылардың пайда боуына серпін береді, сонымен бірге осы жекешелендіру экономикамыздың кейбір салаларында жеке инвестицияларды тарту ретінде қаралуы мүмкін.
Сонымен қатар, осы жекешелендіруді жүргізу, кейбір тауар нарықтарында бәсекелестікті дамытуына жағдай жасап, жүргізіліп жатқан маңызды Мемлекет саясатының бәсекелестікті дамыту және бизнесті қолдау бағытына сәйкес келеді.
1.Куда нужно обратиться для приватизации? Какие документы для этого нужны?
Объявления о продаже объектов приватизации республиканской собственности публикуются в газетах «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», по объектам коммунальной собственности – в областных газетах. Все объявления дублируются на веб-портале Реестра государственного имущества (www.gosreestr.kz), на который можно перейти также через баннеры, расположенные на сайте электронного правительства (www.egov.kz) и на сайте Правительства Республики Казахстан (www.government.kz). В объявлениях о продаже указываются адреса, по которым можно обращаться и документы, которые требуются для участия в торгах.
Веб-портал Реестра государственного имущества (www.gosreestr.kz) содержит много информации для желающих участвовать в приватизации, включая подробные инструкции как участвовать в торгах.
Жекешелендіру үшін қайда өтініш білдірген жөн? Ол үшін қандай құжаттар керек?
Республикалық меншіктегі жекешелендіру объектілерін сату туралы хабарландыру «Егемен Қазақстан» және «Казахстанская правда» газеттерінде, коммуналдық меншік объектілері бойынша облыстық газеттерде жарияланады. Барлық хабарландыру Мемлекеттік мүлік тізілімінің веб-порталында (www.gosreestr.kz) қайталанады, оған электрондық үкімет сайтында (www.egov.kz) және Қазақстан Республикасы Үкіметінің сайтында (www.government.kz) орналасқан баннерлер арқылы да өтуге болады. Сату туралы хабарландыруларда өтініш білдіруге болатын мекенжайлар және сауда-саттықтарға қатысу үшін талап етілетін құжаттар көрсетіледі.
Мемлекеттік мүлік тізілімінің веб-порталы (www.gosreestr.kz) жекешелендіруге қатысуға тілек білдіргендер үшін сауда-саттықтарға қалай қатысуға болатыны жайлы толық нұсқаулықты қоса алғанда, көптеген ақпаратты қамтиды.
- 2. Где можно будет ознакомиться с полным перечнем объектов, подлежащих приватизации?
С полным перечнем объектов, подлежащих приватизации в период 2014-2016 годы можно ознакомиться на веб-портале Реестра государственного имущества и приватизации www.gosreetr.kz., на который также можно выйти через баннеры, расположенные на сайте электронного правительства(www.egov.kz) и на сайте Правительства Республики Казахстан (www.government.kz), а также на сайте Министерства юстиции Республики Казахстан www.adilet.zan.kz.
Қай жерден жекешелендіруге жататын объектілердің толық тізбесімен танысуға болады?
2014-2016 жылдардағы кезеңде жекешелендіруге жататын объектілердің толық тізбесімен Мемлекеттік мүлік және жекешелендіру тізілімінің веб-порталында (www.gosreestr.kz) танысуға болады, оған электрондық үкімет сайтында (www.egov.kz) және Қазақстан Республикасы Үкіметінің сайтында (www.government.kz), сондай-ақ Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің (www.adilet.zan.kz) сайтында орналасқан баннерлер арқылы да шығуға болады.
3.Какая польза от приватизации государству? Зачем стране нужна приватизация?
В развитых странах уровень участия государства в экономике составляет не более 15%. По уровню благосостояния среднего и малого бизнеса судят об уровне устойчивости экономики страны. Вторая волна приватизации призвана сократить государственное участие в экономике и создать условия для развития частного бизнеса.
Частный бизнес, заинтересованный в максимизации прибыли в конкурентной среде будет расширять спектр услуг и повышать их качество. Передача в частный сектор объектов, требующих значительных расходов на их содержание, снизит нагрузку на бюджет. В целом должны исчезнуть иждивенческие настроения, бизнес и граждане страны должны стать конкурентоспособными.
Жекешелендіруден мемлекетке қандай пайда болады? Елге жекешелендіру не үшін қажет?
Дамыған елдерде мемлекеттің экономикадағы қатысу деңгейі 15%-дан аспайды. Орта және шағын бизнестің әл-ауқатының деңгейі бойынша елдің экономикасының тұрақтылығы деңгейі туралы біледі. Жекешелендірудің екінші толқыны экономикадағы мемлекеттік қатысуды тоқтатуға және жеке бизнестің дамуы үшін жағдайлар жасауға арналған.
Бәсекелес ортада барынша пайда алуға мүдделі жеке бизнес қызметтер спектрін кеңейтетін және олардың сапасын арттыратын болады. Оларды күтіп ұстауға едәуір шығыстарды талап ететін объектілерді жеке секторға беру бюджеттегі жүктемені төмендетеді. Масылдық көңіл-күй тұтасымен жоғалуы тиіс, бизнес пен ел азаматтары бәсекеге қабілетті болуы керек.
- 4. Какая польза предпринимателям и акционерам компаний от приватизации.
Госпредприятия, находящиеся в ведении госорганов получают государственные заказы. Это создает неравную конкуренцию между частным бизнесом, не связанным с государственными органами, и госпредприятиями. Устранение неравенства, несомненно, выгодно для предпринимателей и будет способствовать развитию частного бизнеса, поскольку государственные средства будут распределяться среди частного бизнеса на конкурсной основе.
Государство, являясь акционером компаний, передаваемых на приватизацию, сокращает собственное участие в конкурентной среде. Новые акционеры, во-первых, получают готовый бизнес, во-вторых, большую возможность проявления инициативы для его развития.
Жекешелендіруден кәсіпкерлер мен акционерлерге қандай пайда болады?
Мемлекеттік органдардың қарамағындағы мемлекеттік кәсіпорындар мемлекеттік тапсырысты алады. Бұл мемлекеттік органдармен байланысты емес жеке бизнес пен мемлекеттік кәсіпорындардың арасында тең емес бәсекені тудырады. Теңсіздікті жою кәсіпкерлер үшін өте пайдалы және жеке бизнестің дамуына ықпал етеді, өйткені мемлекеттік қаражат конкурс негізінде жеке бизнестің ішінде бөлінетін болады.
Мемлекет жекешелендіруге берілетін компаниялардың акционері болып табыла отырып, бәсекелі ортада өз қатысуын қысқартады. Жаңа акционерлер біріншіден, дайын бизнесті алады, екіншіден оны дамыту үшін бастамашылықтың танытудың зор мүмкіндігіне ие болады.
- 5. Как будет осуществляться государственный контроль за процессом приватизации.
Государственный контроль над процессом приватизации будет осуществляться посредством мониторинга исполнения графика продаж. Для этой цели разработаны специальные формы отчетности, которые предоставляются каждый месяц в Министерство финансов. Содержание форм отчетности позволяет отслеживать все этапы приватизации каждого конкретного объекта от принятия решения о выставлении на торги, заканчивая подписанием договора купли-продажи между покупателем и продавцом.
Жекешелендіру процесінің мемлекеттік бақылауы қалай жүргізіледі?
Жекешелендіру процесінің мемлекеттік бақылау сату кестелерін орындауын мониторингілеу арқылы жүргізілетін болады. Бұл мақсатта Қаржы министрлігіне ай-сайын ұсынылатын арнайы есеп нұсқалары жасалды. Есеп нұсқалардың мазмұны әр-қайсы нақты объектінің, сауда-саттыққа шығару туралы шешімді қабылдаудан бастап сатушы мен сатып алушалардың араларында сатып алу-сату шартқа қол қоюға дейін, барлық жекешелендіру кезеңдерін тексеруге мүмкіндік береді.
- Проводились ли в электронном формате коммерческие тендеры? Как было сказано, поправки в Правила продажи объектов приватизации, согласно которым коммерческий тендер проводится только в электронном формате приняты Правительством 4 июля 2014 года. Постановление вводится в действие по истечение 10 календарных дней с даты опубликования. По нашим расчетам ориентировочно с 8 августа. Первый коммерческий тендер в электронном формате по республиканской собственности объявлен на 29 августа текущего года.
Электрондық нұсқада өткен коммерциялық тендерлер бар ма?
Бұдан бұрын айтылғандай, 2014 жылғы 4 шілдесінде Қазақстан Республикасы Үкіметімен Жекешелендіру объектілерін сату ережесіне еңгізілген түзетулеріне сәйкес коммерциялық тендер тек-қана электрондық нұсқада өткізіледі. Бұл қаулы жария ету күнінен бастап 10 күнтізбелік күннен кейін күшіне енеді. Біздің есебіміз бойынша шамамен 8-нші тамыздан бастап. Республикалық меншік бойынша электрондық нұсқадағы бірінші коммерциялық тендер ағымдағы жылдың 29 тамызына жарияланып отыр.
Тезисы вице-министра экономики и бюджетного
планирования РК Кусаинова М.А.
4 августа 2014 года
В соответствии с поручениями Главы государства, озвученными в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Правительству было поручено провести вторую волну приватизации нестратегических объектов.
Правительством в целях реализации данного поручения Президента принят Комплексный план приватизации на 2014-2016 годы, предусматривающий мероприятия по передаче организации квазигосударственного сектора в конкурентную среду.
Утвержден соответствующий перечень субъектов, подлежащих передаче в конкурентную среду, в рамках которого в конкурентную среду перейдут 782 организации квазигосударственного сектора, по республиканской собственности на приватизацию определено 29 организаций и 3 объекта; по коммунальной собственности - 416 организации.
К примеру, санатории, охранные агентства, фармацевтические академии, научно-исследовательский и проектно-изыскательский институты, футбольные клубы и.т.п.
По национальным холдингам и компаниям в конкурентную среду передаются 337 актива, в том числе по Фонду «Самрук-Казына» - 106 активов, по холдингу Байтерек – 15, КазАгро – 32, Парасат – 8, Зерде –2, СПК - 174 организации.
К примеру, те объекты, которые не имеют стратегического значения.
Проведение данной приватизации будет способствовать развитию конкуренции на отдельных товарных рынках, что соответствует одному из важнейших направлений государственной политики по поддержке бизнеса и развитию конкуренции.
Более того, приход инвесторов может существенно повлиять на эффективность деятельности предприятия, и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.
В целях обеспечения гласности и прозрачности создана единая электронная площадка по продаже имущества, в состав постоянных Комиссий по приватизации включены представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана и НДП Нуротан.
Таким образом, экономический эффект от реализации второй волны приватизации будет значительным. Мы предлагаем рынку коммерчески ориентированные, рентабельные предприятия. Это даст новый импульс для развития малого и среднего бизнеса. Также государство, национальные холдинги и компаний получат дополнительный источник финансирования необходимых для развития страны инфраструктурных проектов.
Доклад председателя Агентства РК по
защите конкуренции Оразбакова Г.И.
4 августа 2014 года
Проведение второй волны приватизации является знаменательным событием в экономической жизни Казахстана и ярко отражает проводимую Правительством при поддержке Главы государства политику по сокращению государственного присутствия в предпринимательской среде.
Агентство по защите конкуренции заняло в этом процессе одну из активных позиций. Нами была возглавлена группа по коммунальной собственности.
В целях обеспечения необходимой прозрачности и транспарентности принимаемых решений в состав группы вошли представители Министерств экономики и бюджетного планирования, финансов, регионального развития, а также Нацпалаты предпринимателей.
Группой были заслушаны акиматы 16 регионов. По результатам работы из 6-ти тысяч предприятий коммунальной собственности и СПК на приватизацию было выбрано 590 предприятий.
Одним из основных критериев при принятии решения о необходимости приватизации коммунального предприятия, безусловно, является присутствие на данном рынке физических лиц или частных юридических лиц, осуществляющих аналогичную деятельность.
Данный критерий соответствует принципам «желтых страниц», который в настоящее время внедряется в казахстанское законодательство.
К примеру, рекомендованы к приватизации организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг по обучению языкам.
Так, на территории ВКО действуют 10 коммунальных госпредприятий, которые функционируют в виде центров обучения государственному языку.
При этом, только на территории города Усть-Каменогорска услуги по обучению государственному языку на платной основе оказывают 6 субъектов частного сектора.
Также в обязательном порядке были рекомендованы к приватизации предприятия, занимающиеся сбором и вывозом твердо-бытовых отходов, а также озеленением. Привлекательность таких активов для бизнеса не вызывает сомнения, в чем мы убедились на собственном опыте, опросив представителей бизнес среды.
К примеру, в Астане вывозом ТБО занимаются ряд субъектов частного предпринимательства, но объем оказываемых ими услуг, по сравнению с подведомственной акимату организацией, не велик.
Частники подтвердили готовность оказания услуг в полном объеме в случае передачи объемов в конкурентную среду.
Таким образом, проводимая работа по приватизации организаций квазигосударственного сектора позволит дать чувствительный толчок для развития конкурентных отношений на соответствующих товарных рынках.
Справочные материалы Министерства финансов РК.
4 августа 2014 года
В рамках сокращения государственного участия в предпринимательской деятельности Правительством утверждены Перечни организаций, подлежащих приватизации.
Всего по стране таких организаций с учетом дополнительно включенных 853, из них 34 – по республике, 657 – по коммунальной собственности и СПК, а также 162 объекта приходится на Холдинги и национальные компании.
В график 2014 года вошли 19 предприятий республиканской и 126 объектов коммунальной собственности. Холдинги (нацкомпании) и СПК в текущем году передадут в конкурентную среду по 75 дочерних организаций, долей участия и объектов.
Из этого списка уже продано 14 объектов, из них 12 объектов государственной собственности и 2 объекта холдингов. При стартовой цене 48,9 млн. тенге, цена продажи объектов госсобственности и СПК составила 62,3 млн. тенге, что на 27 % больше стартовой цены. По двум объектам Холдингов цена продажи при стартовой цене 150,6 млн. тенге составила 376,5 млн. тенге или в 2,5 раза больше стартовой.
Специально для продажи объектов второй волны приватизации в Правила продажи объектов приватизации внесены изменения в части продажи объектов на электронных торгах.
Все торги планируется проводить в электронном формате на Единой торговой площадке, расположенной на веб-портале Реестра государственного имущества www.gosreestr.kz.
Это обеспечивает торгам прозрачность и доступ бизнеса к информации по принципу «одного окна», поскольку на портале Реестра размещена вся необходимая информация, связанная со второй волной приватизации. Это графики продаж с поименным перечнем объектов, инфографика и видеоинструкции, разъясняющие порядок участия в торгах.
Кроме того, Портал интегрирован с базами регистрирующих органов. Это минимизирует время проверки необходимых сведений и освобождает бизнес от предоставления бумажных документов.