Переход к более ответственному перед обществом государству: Политолог о реформах Касым-Жомарта Токаева

Глобальная пандемия коронавируса, экономические кризисы, январские события и геополитическая напряженность. Это лишь часть проблем, с которыми столкнулся Казахстан за последние шесть лет. Несмотря на это стране удалось закрепить за собой статус средней державы, лидера региона ЦА, достичь значительных результатов в социальном и экономическом развитии. Все это время государство находится под руководством Касым-Жомарта Токаева. Об итогах его работы на посту Президента рассказал премьер-министр Олжас Бектенов. За данный период почти вдвое увеличился показатель ВВП, производство увеличилось на треть, привлечено 130 миллиардов долларов инвестиций. Подробней об этом наш корреспондент побеседовал с руководителем Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдаром Амребаевым.
- Айдар Молдашович, какие наиболее значимые политические инициативы Президента Вы могли бы отметить, а также какое влияние они оказывают на ситуацию в стране?
- С самого начала прихода к власти в 2019 году, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев провозгласил концепцию «Слышащего государства» и поступательно стал эту идею притворять в жизнь. Он создал соответствующий общественный институт, - Национальный совет общественного доверия, в который вошли авторитетные лидеры общественного мнения, эксперты, общественные деятели. И они активно принялись за разработку комплекса политических реформ. Тогда были предложены целый ряд пакетов предложений, и эти инициативы были приняты в работу Парламентом, были внесены соответствующие изменения в законодательство страны. Проводился референдум по поправкам в Конституцию, где были существенно ограничены полномочия президента одним сроком в семь лет, и существенно повышен статус законодательной ветви власти. Президент предложил более гармонизированную модель властной триады «Сильный президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное правительство». Эта концепция действительно позволила сбалансировать все ветви власти. Дело в том, что в предыдущий период мы наблюдали определенный перекос, который эксперты называют «суперпрезидентской моделью власти». В этом смысле именно вследствие политики Токаева в Казахстане произошла реальная либерализация политического пространства. Был уменьшен порог прохождения в парламент для политических партий. Если раньше политологи говорили о том, что в Казахстане сформировалась полуторапартийная система, то в настоящий момент уже шесть партий находятся в Парламенте. Это позволяет создавать конкурентное политическое поле, в котором есть разные точки зрения. При этом сохраняется управляемость политического процесса. Также в Парламент попали квотированные группы населения. Это женщины, молодежь, лица с ограниченными возможностями, которые ранее не имели такой возможности. Можно сказать, что в целом политический процесс и процесс принятия решений стал более открытым и социально-ориентированным, отвечающим потребностям широких кругов населения.
- Президент практически в каждом выступлении подчеркивает, что Казахстан – социальное государство. Как это отражается в инициированных главой государства реформах?
- Недавно прошедший Национальный курултай — это традиционная для казахов-кочевников форма взаимодействия общества и власти. Прошедший, уже Четвертый курултай, был посвящен, как и задумывалось, самым простым, жизненным человеческим проблемам. Это важно, чтобы политика стала заниматься реальными жизненными вопросами конкретных людей, а не просто абстрактными политико-идеологическими проектами. Я считаю, что в этом смысле шестилетний период деятельности нашего Президента направлен на своеобразное «очеловечивание политики». Государственные органы стали более доступны для населения. Например, здесь большое значение сыграла широкая цифровизация социального пространства, области общественной коммуникации, которую Президент взял под свою непосредственную опеку. Сегодня мы уже привыкли к тому, что получаем государственные услуги легко по телефону. Но, в разных странах, чтобы добиться быстрого и оперативного взаимодействия с госорганами, требуется намного больше времени. Мы всегда сухо говорим о том, что сделано в Казахстане, недооценивая изменения. На самом деле, я считаю, что благодаря политической воле Касым-Жомарта Токаева реализованы серьезные проекты, которые улучшают жизнь людей, делают ее более оперативной, комфортной. Мы незаметно переходим на другой уровень более цивилизованной политической коммуникации.
Сегодня подвергаются критике разные концепты и политические модели развития. Даже в Соединенных Штатах Америки мы наблюдаем кризис демократии, кризис либерализма, критику так называемого «глубинного государства». Европейский союз тоже переживает очень сложную политическую трансформацию. В России и Китае идет непростой поиск адекватной национальным интересам модели взаимодействия власти и общества. В Казахстане мы наблюдаем пока достаточно стабильную социально-политическую ситуацию. Запас прочности государственных институтов достаточно высок, но значительны и риски. Необходимо укреплять общественное доверие власти со стороны общества. Это является предметом забот и руководителя страны, и ответственных государственных органов. Если они не будут этим заниматься, то мы тоже можем попасть в ситуацию турбулентности, неуправляемого хаоса. Поэтому нужно постоянное совершенствование механизма рекрутирования достойных и ответственных людей во власть. Без людей и эффективных государственных органов, которые внимательно наблюдают за ситуацией, вносят оперативные изменения, ситуация очень быстро может скатиться в неуправляемое состояние. Благодаря политическим реформам Токаева сформировался достаточно деятельный и эффективный депутатский корпус. Сегодня депутаты внимательно мониторят ситуацию, держа руку на пульсе общественных умонастроений, при этом критично оценивая деятельность исполнительных органов. Необходимо встречное общественное движение для большей эффективности реформ. Законодательная ветвь власти находится в авангарде политического процесса. Депутаты постоянно находятся в курсе проблем, беспокоящих население, посещают разные предприятия, трудовые коллективы, беседуют с людьми, инициируют необходимые законопроекты.
- Насколько проводимые реформы отражают потребности общества?
- Приведу пример, члены партии Amanat подняли вопрос, связанный с бытовым насилием, с насилием в отношении детей. Сейчас благодаря этому приняты соответствующие законодательные акты. Нам удалось снизить накал напряжения в этой сфере, ведь у нас в Казахстане действительно была аховая ситуация с детским суицидом. Это такие вопросы, которые требуют решения в режиме реального времени. Есть еще огромная проблема, связанная с социальной несправедливостью, с проблемой возвращения тех же украденных у народа активов. Это та проблема, которую впервые озвучил глава государства, и мы видим, что он начал ее поступательно реализовывать, в том числе с помощью фонда «Казахстан халкына». Незаконно приобретенные активы возвращают в страну, и эти средства транспарентно при общественном контроле затем идут на развитие социальной инфраструктуры, строительство школ, например. Запущена программа, посвященная детям. Это все конкретные проекты, которыми занимается Президент, которые он все время держит в поле зрения. Сейчас вот по итогам работы Национального курултая решили сформировать Фонд биологического разнообразия, и президент сказал, что он сам возглавит эту работу. Это очень важно, потому что сейчас мы наблюдаем оскудение нашего окружающего природного пространства.
Также Президент начал заниматься вопросами водообеспечения, рационального использования водных ресурсов, созданы соответствующие государственные органы и экспертные институты, которые будут заниматься данной проблематикой. В стране началась форсированная подготовка специалистов водников, ведь сейчас есть очень серьезный дефицит экспертов в этой сфере. Еще одна актуальная тема связана с энергодефицитом и диверсификацией источников энергии. У нас есть программа в Казахстане до 2060 года по переходу к углеродной нейтральности. А мы, как PetroState должны предпринять эффективные меры по изменению вектора энергетической политики. Это требует колоссальных усилий, инвестиций, технического и технологического перевооружения. Как это можно сделать без ущерба для экономики, людей, окружающей среды? Выход в развитии альтернативной энергетики, возобновляемых источниках энергии: ветровой, солнечной, водной, атомной энергий. Все эти вопросы все время находятся на злобе дня. Это многоаспектные, сложные, комплексные вопросы, не имеющие однообразного алгоритма решения.
Я поддерживаю курс главы государства на то, чтобы всегда по любым вопросам осуществлять общественную экспертизу и обсуждение с аналитиками, специалистами в той конкретной области, изучением которой они занимаются. Это очень важно, потому что, прежде, были случаи, когда политики сначала принимали решение, а потом эксперты обосновывали это решение. Сейчас президент все время советуется, выступает за проведение исследований и дискуссий. Это взвешенная, я бы сказал, достаточно мудрая политика, которая характеризует действующего президента.
Есть действительно какие-то события, скажем так, чувствительные, которые оказывают влияние на наше самоощущение. Но я могу сказать, что Президент Токаев в этом смысле уже в августе 2019 года, в первом же Послании высказался в пользу слышащего людей государства. С этого момента началась трансформация всех процессов, тогда же было заявлено о создании НСОД. Многие блогеры, лидеры общественного мнения тогда включились в работу многочисленных комиссий. То есть те люди, которые раньше выступали, так скажем, «диванными экспертами», теперь поняли, что мало просто рассуждать, а еще нужно засучив рукава, заниматься конкретными делами, законопроектами, встречаться с людьми, согласовывать какие-то позиции с государственными органами. Они поняли, что все эти изменения – это процесс не одного дня, который требует очень серьезных усилий и политической воли, которую реализует наш глава государства.
- Как за последние шесть лет изменился статус Казахстана на внешнеполитической арене, а также насколько это связано с личными качествами Касым-Жомарта Токаева?
- Я очень рад тому, что Касым-Жомарт Кемелевич, так сказать, из нашей среды, я имею в виду из аналитической, экспертной среды. Он сам по натуре своей, по своему внутреннему складу, человек мыслящий. Касым-Жомарт Токаев является доктором наук, международником, знает прекрасно несколько иностранных языков, благодаря чему находит общий язык с лидерами разных стран. Причем это не только, скажем, китайские лидеры, поскольку он сам по профессии китаист, но и представители западного мира. У него замечательные отношения с тем же Макроном, Путиным, Трампом. Токаев один из первых на всем постсоветском пространстве разговаривал с Трампом после его второго прихода в Белый дом. У него замечательные отношения с лидерами Ближнего Востока. Он всегда является одним из самых уважаемых спикеров на международных площадках, в том же Дубае и в крупных странах этого непростого региона. В этом смысле он реализует свой потенциал профессионального дипломата, имеющего опыт работы на таких глобальных площадках. К счастью, у нас такой президент, который открыт миру. Вот недавно открывался в Алматы Центр устойчивого развития ООН. Это тоже его заслуга. Очень важно, привлечь внимание мирового сообщества и создать какую-то площадку, платформу для того, чтобы эта глобальная организация тоже присутствовала здесь, чтобы Казахстан и Центральная Азия вышли из прежнего периферийного статуса. Это все его личные качества. Он интеллектуал, человек, который каждое свое решение соизмеряет с логическими аргументами, доказательствами, выводами. Это не человек эмоций или какой-то чрезмерной амбициозности, которая заслоняет все, а это, скажем так, внимательный к деталям человек. Чувствуется, что он работает над каждым своим выступлением, документом, понимает их смыслы и содержание, значение для будущего общественного развития. У нашего президента очень кропотливый и основательный подход ко всему. Это, конечно, помогает в его повседневной работе над рутинными процессами. У него есть цельное и глубинное понимание тех процессов, которые происходят и в Казахстане, и в мире в целом.
Abai.kz