Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2962 0 пікір 1 Маусым, 2011 сағат 16:23

Сюжет и герои? Нет – стиль!

Вышла в свет книга казахского писателя и драматурга Дидара Амантая «Қарқаралы басында» - «У вершин Каркаралы».

...К Дидару Амантаю многие еще не привыкли, понять его не так-то просто, поскольку в его произведениях зачастую отсутствуют сюжет и герои. Герольд Бельгер считает, что он пишет для изысканного, образованного читателя.

- Дидар многое не договаривает, не досказывает, его нужно читать, имея представление о мировой литературе, ибо он состоит сплошь из ассоциаций, - говорит переводчик и писатель, к чьему мнению прислушивается в литературном мире Казахстана. - Он - продукт культуры, продукт философии, непривычного восприятия мира. Мне знакомы его рассказы, я знаю, что его переводят на иностранные языки, и хотя традиционный читатель, скорее всего, до него не дорос, а старшие по возрасту коллеги относятся к нему сдержанно, я лично верю в его талант, ибо для меня всегда выше всего культура и знания, а у Дидара это есть.

Вышла в свет книга казахского писателя и драматурга Дидара Амантая «Қарқаралы басында» - «У вершин Каркаралы».

...К Дидару Амантаю многие еще не привыкли, понять его не так-то просто, поскольку в его произведениях зачастую отсутствуют сюжет и герои. Герольд Бельгер считает, что он пишет для изысканного, образованного читателя.

- Дидар многое не договаривает, не досказывает, его нужно читать, имея представление о мировой литературе, ибо он состоит сплошь из ассоциаций, - говорит переводчик и писатель, к чьему мнению прислушивается в литературном мире Казахстана. - Он - продукт культуры, продукт философии, непривычного восприятия мира. Мне знакомы его рассказы, я знаю, что его переводят на иностранные языки, и хотя традиционный читатель, скорее всего, до него не дорос, а старшие по возрасту коллеги относятся к нему сдержанно, я лично верю в его талант, ибо для меня всегда выше всего культура и знания, а у Дидара это есть.

- Мне интересно объединять стиль Эрнеста Хемингуэя со стилем Марселя Пруста и Габриэля Гарсиа Маркеса, добавляя туда интеллектуализм Милорада Павича и Хорхе Луиса Борхеса. И все это затем приправить особой эстетикой Альбера Камю и Алена Роб-Грийе и Ясунари Кавабаты. В моей поэтической прозе сюжет может существовать и не существовать. Я шел по направлению «рассказ - впечатление», - объясняет необычный и изысканный стиль своих произведений Дидар.

Художественную прозу казах­ский писатель делит на пять направлений: социально-антропологическую, коммерческую, научно-фантастическую, философско-метафизическую и поэтическую. Последнее направление, по его мнению, это проза высшей пробы.

- Что касается моего творчества, то, как сказал бы Ален Роб-Грийе, я владею всего лишь манерой письма, - продолжает Д. Амантай. - Как этого можно достичь? Сначала вы учитесь составлять тексты, потом придумывать сюжет и в конце концов доводите свое мастерство до такой высоты, что вам уже не потребуется сюжет. Остается только стиль, он рождает атмосферу, на основе которой вы можете построить свое произведение. Сама атмосфера - это и есть эффект присутствия. Или, как говаривал Фридрих Ницше, «все прочитали мои книги, но никто не услышал их музыку». Атмосфера - это когда вы читаете текст и входите в настроение книги. И не обязательно следовать за сюжетом, восхищаться или переживать за персонажей. Вы будете очарованы только высшим поэтическим текстом.

- Но поэтическая проза была во все времена, просто она была незаметной, - говорит он. - Своего расцвета она достигла в XIX-XX веках. Начали появляться такие интересные писатели, как Джек Керуак, Бруно Шульц. В конце 60-х годов прошлого века появились новые имена - Томас Пинчон, Жан-Мари Гюстав Леклезио, Габриэль Гарсиа Маркес. Запад в конце XIX - начале XX веков пережил бурное развитие модернизма, появились блестящие поэты, эссеисты, которые перевернули обыденное сознание и обыденное понимание литературы. Они углубились в тексты, играли словами, придумывали новые стили изложения, появилась необычная манера письма.

Это, по мнению Дидара Амантая, была реакция на глобальные катаклизмы и трагедии, которые происходили в истории человечества, - Первая мировая война, социальные революции.

- Привычный уклад жизни был нарушен. И на обломках мировой истории люди казались навсегда потерянными. Каждый человек, как огромная бесконечная Вселенная, уходил в себя. И это надо было выразить в новом стиле и формате. Так, Хемингуэй все смыслы сжал в коротких предложениях. Каждое из них несло в себе заряд, энергию.

Было, по его словам, и другое направление, которое открыло поток сознания, - модернизм, о котором Иосиф Бродский сказал: «Модернизм - всего лишь логическое следствие - сжатие и лаконизация классики». С 40-60-х годов, когда появились такие мастера, как Дейвид Джером Сэлинджер, Ален Роб-Грийе, Габриэль Гарсиа Маркес, Умберто Эко, Милорад Павич, наступила новая эпоха в литературе, обозначенная как пост­модернистская.

Модернизм, уверен Дидар Амантай, коснулся казахской литературы очень мягко, чего не скажешь о постмодернистских ощущениях, которые воспринимаются как нависшая опасность. При этом он повторяет как заклинание, что мысль можно выстраивать, не используя сюжет, который читатель должен построить сам.

- Произведение родится только тогда, когда читатель будет трудиться наравне с писателем, - уверен он. - Иначе все написанное будет жвачкой, к которой мы, к сожалению, привыкли.

Рассчитывает ли писатель, исповедующий столь необычные для отечественного читателя литературные взгляды, на коммерческий успех?

- Абсолютно нет, это не было моей целью, - признается собеседник. - Томас Элиот сказал на этот счет, что хорошая книга должна выходить тиражом в сто экземпляров. Поэтика не должна быть выставлена напоказ. Она должна быть ненавязчивой...

Галия ШИМЫРБАЕВА

Алматы

http://www.kazpravda.kz/c/1306443775

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1466
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3240
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5379