Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2097 0 пікір 9 Маусым, 2011 сағат 06:57

Серик МАЛЕЕВ. Да будет свет!

или К чему ведет примат административного регулирования над законами рынка.

Не секрет, что в первые годы независимости стране было не до проблем энергетиков и коммунальщиков. Износ оборудования в этих сферах народного хозяйства уже сегодня приближается к семидесяти процентам. И если не принимать срочных мер, то еще через десять лет мы окажемся без электричества и тепла. Поэтому на правительственном уровне была разработана и принята программа перехода на дифференцированные тарифы, направленная на модернизацию ЖКХ. При этом повышенные тарифы на электроэнергию не только не затрагивают интересов простого населения, но и дают гражданам возможность для существенной экономии электричества.
Появляется возможность маневра и для предприятий. Те заводы и фабрики, которые перейдут на работу в ночную смену, окажутся в существенном выигрыше. Словом, правительством представлен оптимальный вариант решения встающих перед страной проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако не все руководители на местах это понимают...

или К чему ведет примат административного регулирования над законами рынка.

Не секрет, что в первые годы независимости стране было не до проблем энергетиков и коммунальщиков. Износ оборудования в этих сферах народного хозяйства уже сегодня приближается к семидесяти процентам. И если не принимать срочных мер, то еще через десять лет мы окажемся без электричества и тепла. Поэтому на правительственном уровне была разработана и принята программа перехода на дифференцированные тарифы, направленная на модернизацию ЖКХ. При этом повышенные тарифы на электроэнергию не только не затрагивают интересов простого населения, но и дают гражданам возможность для существенной экономии электричества.
Появляется возможность маневра и для предприятий. Те заводы и фабрики, которые перейдут на работу в ночную смену, окажутся в существенном выигрыше. Словом, правительством представлен оптимальный вариант решения встающих перед страной проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако не все руководители на местах это понимают...

Город Зеро, после того как побываешь в ультрамодерновых Астане и Боровом, после того как проедешь по шестиполосной современной автомагистрали Астана - Петропавловск, - именно такое ощущение возникает от Кокшетау. Этот город как будто провалился, застрял в восьмидесятых.
Что, впрочем, вряд ли можно поставить в вину акиму области, назначенному на эту должность недавно.  Однако и сказать, что проводимая программа возрождения  города и области на все сто процентов безупречна, тоже язык не поворачивается. Кокшетау - это город контрастов, впрочем, как и вся Акмолинская область.

Благими намерениями

И вот здесь мы бы хотели остановиться лишь на одной проблеме -  обеспечении электроэнергией области, затрагивающей напрямую интересы десятков тысяч местных жителей. Дело в том, что в самой Акмолинской области населенные пункты расположены на значительном  удалении друг от друга. Что связано с большими энергопотерями местных электрических сетей.  К тому же областной центр не имеет своих источников электроэнергии, и ее приходится приобретать извне, оплачивая транзит по энергораспределительной системе АО «КЕГОК».  Сами энергетические сети и оборудование также крайне изношены. Что неудивительно, если учесть, что в лихие восьмидесятые и девяностые годы энергетикам области было не до реконструкций и модернизаций, вопрос стоял об элементарном выживании. И именно комплекс всех этих причин ведет к тому, что электроэнергия в Акмолинской области одна из самых дорогих по республике.
Поэтому неудивительна позиция местной власти, до последнего времени категорически выступавшей против очередного повышения тарифов энергетиков.
И чисто по-человечески ее можно понять. Она просто обязана стоять на страже интересов простых людей. Что, может, в другой ситуации и заслуживало бы всяческих похвал и аплодисментов. Но только не в этой. Поскольку перед нами именно тот клинический случай, когда «благими намерениями выстлана дорога в ад».
Мы беседуем с руководителем ТОО «Кокшетауэнерго» Бериком Акылбековым, по словам которого, руководство предприятия в этом вопросе никак не может найти общий язык с акиматом, не желающим и слышать о росте цен на электроэнергию.
А между тем проводимая нынешним кабинетом министров модернизация ЖКХ через тарифную политику - это не просто очередное увеличение тарифов, но и мера, направленная на постепенную, пошаговую замену устаревшего оборудования на новое. Правительство понимает, что если тарифы не поднимать, то завтра не только предприятие «Кокшетауэнерго», но и сотни предприятий по всей стране могут стать банкротами со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями для экономики страны.
С другой стороны, по утверждению Берика Секербаевича, новая тарифная политика правительства в ее социальной части предусматривает защиту социально уязвимых частей населения через дифференцированные ступенчатые тарифы. Так, предполагается, что если в отдельно взятой  акмолинской семье на одного человека потребляется до 80 киловатт электроэнергии в месяц, то такая семья будет платить за один киловатт потребленной электроэнергии по сниженному  тарифу. Что очень выгодно. Если же этот лимитируемый показатель  превышается, то возрастает и сумма платежа. Как говорится, «больше потребляешь - дороже  платишь».
То есть фактически разговор заходит о том, что отныне экономия электроэнергии может существенно сказаться на бюджете каждой  семьи. Притом что общий усредненный рост тарифов на электроэнергию население напрямую не затронет. Цена на электроэнергию вырастет только для предприятий.
Но и здесь будет иметь место своя дифференциация. Когда днем предприятие будет платить по 16 тенге 5 тиынов за один потребляемый киловатт вечером, когда отмечается рост пиковых нагрузок - до 33 тенге 24 тиынов и, наконец, ночью, с двадцати трех часов и до семи часов утра оплата будет снижена до 4 тенге 16 тиынов за киловатт. Что также предоставляет возможность для маневра и экономии электроэнергии. И такая методика уже применяется повсеместно.
Такова, если в общих чертах, заявленная стратегия правительства в сфере модернизации ЖКХ, предполагающая за счет политики дифференцированных тарифов постепенное обновление всего жилищно-коммунального хозяйства страны. И об этом шел заинтересованный разговор на недавнем совещании в акимате области с участием председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Нурлана Алдабергенова.

Все хотят дружить

И здесь мне бы хотелось предоставить слово еще одному участнику совещания - Зуфару Серажиеву, представителю управляющей компании    «Кокшетауэнерго».
- Вопрос с тарифами у нас возникает постоянно, - говорит он, - потому что на протяжении пятнадцати лет после развала Союза деньги в развитие электроэнергетики не вкладывались. На что были свои объективные причины.
Поэтому с начала нашей работы в этой сфере, с 2003 года, мы сразу начали прорабатывать все возможные варианты восстановления и реконструкции   существующего энергосетевого хозяйства. Мы первыми в республике вышли на среднесрочный тариф, утвержденный на три года и имеющий свою инвестиционную составляющую. Мы разработали инвестиционную программу, предполагающую постепенную замену старого оборудования на новое.
И работа пошла. Позитивные сдвиги стали заметны. Уменьшились потери электроэнергии с 24,4 процента до 19,2 процента, повысилась надежность в адресной подаче электричества потребителям, снизилась аварийность  в электрических сетях области. В  марте 2010 года  мы также предполагали выйти на новый тариф, прошедший общественные слушания и утвержденный Агентством по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Но этого не произошло, потому что в то время нам воспрепятствовал аким области Сергей Дьяченко, обратившийся с письмом к антимонопольщикам с просьбой приостановить действие этого тарифа.
Дело в том, что отпускной тариф складывается из стоимости покупной электроэнергии у энергоисточников за пределами области и затрат электросетевого хозяйства на обслуживание линий электропередачи и подстанций, который достигает почти трети от всех расходов, что и составляет так называемый транспортный тариф, который и утверждается приказом антимонопольного ведомства. Причем в состав этих расходов входит и инвестиционная составляющая, направляемая целевым образом на обновление и модернизацию основных фондов. Но с мая прошлого года ввести новый инвестиционный тариф энергетики не могут. По этой причине не выполняются в полном объеме ремонты, не приобретается новое оборудование, модернизация приостановлена. Все целевые средства, которые получают энергетики, направляются на покупку подорожавшей электроэнергии. Вопреки сложившемуся мнению, ни один тиын не ушел «на сторону».
В результате сегодня мы несем существенные убытки. В 2010 году убытки энергокомпании составили 300 миллионов тенге, за два месяца 2011 года к ним прибавилось еще 100 миллионов. И если так пойдут дела дальше, то в области возникнут существенные проблемы с подачей электроэнергии.
И далее Зуфар добавляет, что они  не хотят иметь разногласий  с местной властью, но и она должна понять проблемы энергетиков. Невозможно сегодня в одной отдельно взятой области республики оставить без изменения цены на электроэнергию при галопирующем во всем мире росте цен на энергоносители. Это утопия. Правительством было принято в 2009 году правильное решение о поддержке энергоисточников с установлением инвестиционных отпускных цен на электроэнергию на станциях. Теперь настал черед и энергосетевых компаний, которые тоже нуждаются в поддержке.
Сегодня зарплата электромонтера предприятия «Кокшетауэнерго» не превышает двадцать  шесть тысяч тенге. Это на пять тысяч меньше, чем оклад любой кокшетауской уборщицы. И отсюда возникает кадровая проблема, связанная с оттоком высококвалифицированных специалистов из сферы энергетики. Износ основного оборудования составляет шестьдесят пять процентов, что представляет определенную проблему. Решить ее можно, только вкладывая средства в основные фонды предприятия, через тарифную инвестиционную составляющую.
При том, что предлагаемая сегодня руководством компании «Кокшетауэнерго» схема введения дифференцированных тарифов,  поддержанная руководством антимонопольного ведомства, для населения никакой нагрузки не несет.

Вспоминая былое

Совещание закончилось тем, что аким области Сергей Дьяченко все же согласился с резонами энергетиков. Правда, не обошлось в данном случае без   серьезной аргументации со стороны председателя Агентства по регулированию естественных монополий  Нурлана Алдабергенова. Им  дано поручение местному антимонопольному департаменту в кратчайший срок согласовать с энергетиками дифференцированные тарифы по нормам потребления для населения области.
Совещание резюмировало, что рост тарифов - это неизбежный процесс, но применение энергосберегающих технологий и режим жесткой экономии энергоресурсов позволит потребителям пройти его безболезненно.
А мне вспоминается история девяностых. Когда вот так же, в административном порядке, искусственно, сдерживались правительством Кажегельдина цены на мясную продукцию в городах. Что при существовавшей на то время задержке с выплатой зарплат и пенсий на селе привело к катастрофическому обрушению цен на мясо баранины и говядины, обернувшемуся в итоге развалом всего сельского хозяйства страны.
Тот опыт сегодня хорошо изучен, и выводы по нему, казалось бы, сделаны. И все равно мы видим, как у некоторых руководителей областей, нет-нет да возникает соблазн встать на путь рыночного регулирования. Все еще живет в нас немеркнущая коммунистическая идея, предполагающая, что с помощью нагана и такой-то матери можно решить все насущные вопросы бытия. Все еще верим мы в волшебную силу табу-запрета.
Вот только последствия таких административно-революционных мер могут быть очень и очень печальными. О чем также свидетельствует наш горький опыт...

Серик МАЛЕЕВ, фото автора

Комментарий к сказанному председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Нурлана Алдабергенова:

- Опыт перехода на дифференцированные ступенчатые тарифы дал положительную картину по всей республике, существенно отразившись и на экономии электроэнергии. К чему призывает наш президент Нурсултан Назарбаев. Экономия электроэнергии  в целом по республике за счет применения дифференцированных тарифов только в прошлом году составила порядка двух миллиардов тенге.
С другой стороны, мы понимаем проблемы Акмолинской области, связанные с  повышением стоимости электроэнергии. Но нужное решение наконец найдено, и думаем, что оно существенно облегчит жизнь энергетикам области.

Liter.kz

 

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1479
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3253
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5475