Бейсенбі, 28 Наурыз 2024
Көршінің көлеңкесі 5859 8 пікір 23 Шілде, 2019 сағат 11:57

Ресей реваншистері туыс халықтарды бір-біріне айдап салуға көшті

Соңғы кезде орыс әлемінің ақпарат кеңістігі көрші әм туыстас халықтарды бір-біріне айдап салатын мақалалар топтамасын жариялауға көшті. Әуелі өзбек пен тәжіктің арасына от салып, Самарқан мен Бұхарды Сталин билігі тәжіктен тартып алып алып өзбектерге берген жәнеде 15 миллиондай тәжік өзбек болып жазылып кетті деген ақпаратты таратты. Енді міне қазақ пен халха арасынындағы ұлттар достығына іріткі салған Zen.Yandex.Ru-дың «Живая Средняя Азия» атты блог авторының «Как монголы относятся к казахам?» атты мақаласы жарық көрді. Біз осы мақаланы аударып әуре болмай-ақ, Abai.kz оқырмандарына ұсынып отырмыз.

«Несмотря на свое небольшое для такой огромной страны население, в Монголии все же имеются иные этнические группы, кроме титульной нации. По большей части, это близкие монголам народы – буряты, тувинцы, дэрбэты, баяты. Но вторыми по численности тут являются казахи, которые не похожи на них по языку и культуре.

Из-за своей мусульманской веры и некоторых отличий по внешности, казахи являются наиболее изолированной этнической группой в Монголии. Они, в основном живут в Баян-Улгий, самом западном аймаке (области) страны, где составляют чуть более 90 % населения.

Монгольское общество рассматривает их как чужаков и иноверцев. О них сложился негативный стереотип. Даже местные комедийные артисты высмеивают их по телевизору, имитируя «смешной» казахский акцент.

Их легко отличают и по внешности, и по имени. Даже культура казахов, несмотря на то, что они тоже кочевники, для монголов является очень странной. Прежде всего это касается исламской религии. Негатив также вызывает то, что они не любят вступать в браки с монголами, а казахские женщины никогда не работают. Только занимаются домашним хозяйством.

В публичном уровне их совсем нет, ведь монгольский язык они не учат. Нет ни актеров, не музыкантов, ни казахских политиков в правительстве. Это из-за того, что в обществе их считают странными, религиозными и скрытными людьми. Правда, те казахи, которые прижились в Улан-Баторе и провели там долгое время, не так традиционны. Их женщины не покрывают голову, как это делают некоторые соплеменницы на родине.

Есть одна забавная история, которую мне рассказал знакомый монгол. Далее его слова:

Когда мне было 10 лет, в нашем классе был один казахский мальчик, и другие ребята издевались над ним из-за его национальности. Мы говорили и шутили, что его мать носит занавеску, чтобы прикрыть лицо и тело. На следующий день его мама пришла в школу ругать нас. Но она не носила никаких занавесок, а была элегантной бизнес-леди.

Для тех, кто спрашивает меня, так ли плохо обращаются с казахами в Монголии. Да, такое случается, но ничего серьезного.

Многие казахи в 90-е годы вернулись в Казахстан, но с ними там плохо обращаются, поэтому некоторые вернулись. В Казахстане их считали монголами. А тут считают иностранцами. Вот уж действительно, свой среди чужих, чужой среди своих.

Проблема в том, что тут они не хотят интегрироваться в монгольское общество, предпочитают не изучать монгольский язык, хоть и являются гражданами страны. Даже школы в Баян-Улгий решили не преподавать монгольский».

Осы мақалға қатысты Шоқан Уәлиханов атындағы тарих және этнология Институтының этнология және антропология бөлім меңгерушісінің м. а., жетекші ғылыми қызметкер, тарих ғылымдарының кандидаты Гүлмира Үсенбайқызы Орынбаева «Живая Средняя Азия» атты блог авторына төмендегідей түсінік берді:

«Группа исследователей под руководством профессора С. Ажигали побывала в Монголии, для того чтобы изучить жизнь проживающих там казахов в условиях неизбежных процессов межэтнической интеграции. "Соседство с народом, имеющим героическую историю, но при этом добрый и открытый нрав, наложило свой отпечаток и на менталитет казахов Монголии", - выяснили казахские ученые.

Уже на протяжении более десяти лет отдел этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова занимается изучением казахских этнических групп за рубежом, руководит перспективной программой профессор С. Ажигали. Для этой цели в последнее время регулярно организуются научные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Так, в 2013 году состоялась комплексная и довольно продолжительная экспедиция в Монголию и Китай. Во время экспедиции в Монголию, которая проходила с 24 июля по 5 сентября 2013 г., группа исследователей-этнологов обследовала населенные пункты в центральной, северо-восточной и юго-западной части Монголии, то есть районы проживания казахов вне «казахского» Баян-Ольгийского аймака: Тов аймак (сомоны Угтаалцайдам, Эрдэнэ, г. Налайх), Сэлэнгэ аймак (Шарынгол, Хонгор, Дархан), Хэнтий аймак (Шандыгын, Бэрх), Ховд аймак (Уенч, Булгын) и др. Возможно, читательской аудитории будет интересно ознакомиться с некоторыми наблюдениями, полученными в ходе этой комплексной научной экспедиции.

Выяснилось, что у Монголии многому можно поучиться. Например, каждый из встреченных там казахов утверждал, что ни один монгол ни разу на его памяти не позволил себе задеть этнические чувства казаха. Каждый из них с уверенностью говорил, что «они так не поступают», «с их стороны такого не было никогда», «они на такое не способны». Появляется чувство благодарности к этому народу за его природное миролюбие и доброе отношение к нашим единоплеменникам.

Наверное, не всегда представители диаспоры в какой-либо стране так тепло отзываются о коренном народе. То есть бытовой национализм в Монголии практически отсутствует. Государство не проводит здесь ассимиляторскую политику – ни явную, ни скрытую, но доверительные отношения между этносами в итоге ведут к естественному смешению культур и в итоге к монголизации казахов как малочисленного этноса».

Түйін. Аты-жөні белгісіз осы автордың бұған дейін «Ошские события 1990 года», «Почему Узбекистан может распасться на два государства?», «Почему таджики в Таджикистане говорят между собой на русском?», «Какая разница между узбеками и казахами?», «Почему в древности многие кочевые народы Средней Азии были христианами?» «Как в Германии относятся к немцам из Казахстана?» т.б. мақалалары жарық көрген болатын.

Онда бір ұлтты екіншісіне айдап салатын түпкі мән бұғып жатыр. Автор өзі империялық амбициядағы риторикалық сұрақтар қояды да оған шовинистік сипаттағы жауаптар береді.

КСРО-ны жаңа сипатта құруды көксеген Ресей реваншистері туыстар халықтарды бір-біріне айдап салудың жаңа тәсіліне көше бастады. Осы жолы қазаққа ауыз салды. Келесі кезекте кім тұр!?

Әбіл-Серік Әліәкбар

Abai.kz

8 пікір

Үздік материалдар

Алғыс айту күні

Алғыс айту күні және оның шығу тарихы

Жомартбек Нұрман 1562
Алашорда

Қожанов межелеу науқанында (Жалғасы)

Бейбіт Қойшыбаев 2256
Ғибырат

Қайсар рухты ғазиз жан

Мұхтар Құл-Мұхаммед 3532