А.Косиченко: «Религиозный экстремизм присущ не только псевдоисламским организациям»
На сегодня в мире все более актуальной становится тема религиозного экстремизма. К сожалению, в свете последних событий стало очевидно, что и Казахстан не остался в стороне от мировой тенденции. Quorum.kz попытался разобраться, что же такое экстремизм, и какие методы помогут искоренить это зло.
Что же все-таки из себя представляет религиозный экстремизм? Если обратиться к Википедии, то экстремизм - это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.
Ну а приставка «религиозный» подразумевает приверженность к какому-либо вероисповеданию. Однако на деле экстремистские организации представляют из себя далеко не «клуб по интересам». Большинство из них лишь прикрываются принадлежностью к мировым религиям, а на самом деле пропагандируют свои политические интересы.
На сегодня в мире все более актуальной становится тема религиозного экстремизма. К сожалению, в свете последних событий стало очевидно, что и Казахстан не остался в стороне от мировой тенденции. Quorum.kz попытался разобраться, что же такое экстремизм, и какие методы помогут искоренить это зло.
Что же все-таки из себя представляет религиозный экстремизм? Если обратиться к Википедии, то экстремизм - это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.
Ну а приставка «религиозный» подразумевает приверженность к какому-либо вероисповеданию. Однако на деле экстремистские организации представляют из себя далеко не «клуб по интересам». Большинство из них лишь прикрываются принадлежностью к мировым религиям, а на самом деле пропагандируют свои политические интересы.
- Бывает, что традиционная вера трансформируются в экстремистские настроения и это не внутрирелигиозные процессы, сама вера не подталкивает к этому, - объясняет Quorum.kz заведующий отделом философии культуры и религии Института философии и политологии Комитета науки МОН РК Анатолий Косиченко. Вместе с тем эксперт признается, что, несмотря на то, что посвятил изучению этого аспекта более 15 лет жизни, для него, как и для всего мирового сообщества, остается ряд неразрешенных вопросов. К примеру, почему одна религия более склонна к экстремизму, другая нет? Или почему некоторые слои молодежи подвержены его влиянию, другие нет? Тем не менее, он убежден, что это никак не связано ни с богатством, ни с обеспеченностью, ни с социальным положением, ни с уровнем образования.
«Основа экстремизма - это упрощение ситуации. По рассуждениям экстремистов, люди другого вероисповедания - плохие, тогда как реальность говорит о том, что нет плохих религий ,в каждой из них есть приверженцы, способные совершать плохие деяния», - делится с Quorum.kz генеральный директор Агентства Креативных Решений «SHAIKH» Казыбек Шайх.
Борьба с экстремизмом - вопрос первостепенной значимости в современном мире. Для Казахстана это тоже немаловажная задача. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе заседания Совета Безопасности 22 июля 2011 года поручил правоохранительным и иным государственным органам жестко и своевременно реагировать на проявления экстремизма в стране. Несмотря на то, что наше государство провозгласило себя светским, правительство не может остаться в стороне от регулирования отношений в религиозной сфере, т.к. от этого зависит спокойствие и во многом благополучие республики.
- Бороться с религиозным экстремизмом можно самыми различными методами, главное не впадать в крайности. Многие начинания в обществе, будучи верными по замыслу, при неправильном осуществлении превращаются в свою противоположность. Все зависитне столько от предложений и сфер, где есть попытки борьбы с этим, сколькоот форм осуществления этих замыслов, - говорит А.Косиченко.
Одним из первых шагов по борьбе с религиозными радикалами стала проверка всех призывников на причастность к экстремизму. Миссию эту выполнят не спецагенты, а рядовые психологи военкомата. Теперь, помимо традиционных вопросов о наличии травм, врачи будут интересоваться, к примеру: держит призывник оразу и читает ли намаз. По словам военного прокурора Алматинского гарнизона Серика Калжанова, военнослужащие должны быть подготовленными, армия должна быть боеготовая, «там не должно быть времени для чтения намаза и других моментов».
Однако на деле не совсем ясно, каким образом будет осуществляться проверка. «Можно выявить определенную агрессивность и антисоциальность. А разовьется ли из этого психологического типа террорист с религиозным окрасом, судить сложно», - убежден А.Косиченко.
В целом, по словам К.Шайха в мире существует три основных метода борьбы с экстремизмом:
1. профилактический, который подразумевает повышение грамотности населения в религиозных вопросах. Экстремизм не развивается там, где процент грамотного населения выше и там где у людей имеется больший доступ к информации.
2. законодательный, когда деятельность организаций-носителей экстремизма запрещают законодательно или создается правовое поле, в рамках которого экстремистские организации не имеют возможности развиваться.
3. третий метод основан на усилении религиозных организаций. Представителям духовенства необходимо активизироваться в вопросе просвещения населения. Возможно, есть необходимость выделять эфирное время для выступлений имамов, священников и представителей прочих религий.
В последнее время наблюдается активизация псевдоисламских объединений. По мнению К.Шайха, особую популярность исламский экстремизм заработал благодаря США: «Америка, основной электорат которой христиане, создала врага в виде исламистских организаций. А мы помним, что США обладает невероятно развитым и мощным инструментом - PR».
Однако бросив все силы на борьбу с салафитами, ваххабитами, хизбутовцами не стоить забывать, что явление это свойственно и для других религиозных течений. Так, А.Косиченко приводит в пример басков и сепаратистов. «Даже в буддизме, в самой спокойной религии, наблюдаются акции протеста - они сжигают себя. Это можно расценивать как террор против своей личности. Ведь самоубийство - это достаточно агрессивный и показательный акт», - говорит специалист.
Вместе с тем, религиовед поясняет: «Ислам - религия покорности, и Аллах не призывает ни к убийству, ни к взрывам. Это агрессивно настроенные полуполитические группы берут на вооружение идеологию ислама, совершенно не имея на это права». Потому, как утверждает А.Косиченко, первостепенным является вопрос правильного религиозного просвещения и образования. «Если молодые мусульмане будут хорошо знать Коран, то ни у кого не будет возможности привлекать их в различные течения экстремистского толка», - отмечает он.
Одним словом, в борьбе с экстремизмом все средства хороши. Но лучше если проблема искореняется комплексными методами. Необходимо придти к межведомственной солидарности, создавая комиссии, в которые будут входить и психологи, и религиоведы, и представители силовых структур и Агентства по делам религий. Тогда одни ставят задачу, другие подсказывают решения, а третьи конкретизирует все к имеющимся условиям.
http://quorum.kz/6945/religioznyi_exstremizm