Кирилл Халезин. «Отформатированная» идентичность
Казахстан как «серединное» государство Евразии на рубеже XX-XXIстолетий оказалось в эпицентре геополитических интересов различных игроков.
Разломы этноконфессиональной ментальности по линии «евангелизация-исламизация» и интенсивное «погружение» граждан в маргинальные состояния чреваты подрывом атмосферы толерантности, согласия и созидания, которые воспроизводились в казахстанском обществе исторически длительное время и связаны с уникальной мультикультурной средой. О том, какой видят эксперты государственную политику в предупреждении экстремизма на псевдорелигиозной основе, в нашем интервью с Еленой Буровой, доктором философских наук, профессором, президентом Общественного фонда «Информационно-консультативная группа «Перспектива».
- В обществе активно обсуждается тема свободы совести в контексте появления все большего числа деструктивных религиозных и псевдо религиозных объединений. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в этой сфере?
Казахстан как «серединное» государство Евразии на рубеже XX-XXIстолетий оказалось в эпицентре геополитических интересов различных игроков.
Разломы этноконфессиональной ментальности по линии «евангелизация-исламизация» и интенсивное «погружение» граждан в маргинальные состояния чреваты подрывом атмосферы толерантности, согласия и созидания, которые воспроизводились в казахстанском обществе исторически длительное время и связаны с уникальной мультикультурной средой. О том, какой видят эксперты государственную политику в предупреждении экстремизма на псевдорелигиозной основе, в нашем интервью с Еленой Буровой, доктором философских наук, профессором, президентом Общественного фонда «Информационно-консультативная группа «Перспектива».
- В обществе активно обсуждается тема свободы совести в контексте появления все большего числа деструктивных религиозных и псевдо религиозных объединений. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в этой сфере?
- Глобализационное влияние в «эпоху перемен» привело к резкому возрастанию религиозной миграции в Казахстан. Это факт. Достаточно взглянуть на конфессиональную карту страны. Причин тому несколько: либеральное законодательство в отношении регистрации религиозных организаций, реальная толерантная среда, присущая в целом казахстанскому обществу и период деидеологизации, который сопутствовал началу трансформационных сдвигов. Нельзя исключить и своеобразную «моду» на религиозность, которая охватила различные группы населения после длительной эпохи «атеизации» общества.
Переход от социалистического уклада к рыночному способствовал воспроизводству процесса деидеологизации, когда одновременно с ситуацией реального мировоззренческого плюрализма усилилось стремление к поиску новых смысложизненных обоснований, поиска и обретения разносторонней идентичности. В конце 80-х-начале 90-х годов у многих сограждан наблюдалось фрустированное состояние ментальности. В те годы в ситуации ослабления действия системы ценностей, перестройки мировоззренческого корпуса социально-гуманитарного знания значительно снизились критерии научности мировоззрения. Возникли условия, обеспечивающие стремительное проникновение квазинаучных, оккультных, псевдорелигиозных идей в массовое сознание. Религиозность и религия стали своеобразным фоном наступательной деятельности нетрадиционных для нашей культуры верований, а воспроизводимые ими псевдорелигиозность и квазирелигия стали основными «линиями наступления» на аутентичную, исторически сложившуюся в Казахстане модель этнокультурной, конфессиональной, гражданской и политической идентичности, которые основаны на факторах стабильности и согласия.
Все годы суверенного развития Казахстан как правовое, светское, демократическое и социальное государство создает условия для реального плюрализма, и, несмотря на то, что казахстанское общество не религиозно по сути, у нас в настоящее время представлен практически весь спектр не только мировых и традиционных религий, но и новых верований и культов. Зачастую культы и верования не имеют ничего общего с религией, верой и духовностью.
- Но значит ли это, что они действуют бесконтрольно? Ведь в действующем законодательстве наверняка есть механизмы, способные упорядочить деятельность религиозных объединений...
- Назову лишь несколько проблемных моментов. Если говорить о регистрации и мониторинге деятельности религиозных (точнее - псевдорелигиозных) объединений, действующее законодательство допускает возможность их нерегистрации и бесконтрольной деятельности. Второе - практически не ограничивается ввоз и свободное распространение литературы, содержащей экстремистские призывы. Третье - нет запрета на принудительное или обманное вовлечение в псевдорелигиозную деятельность неосведомленных граждан, причем, не только взрослых, но и детей.
И как нам решить вопрос, когда граждан в этих организациях удерживают посредством запугивания и подавления воли? В частности, речь идет о многочисленных объединениях псевдорелигиозной направленности, которые преднамеренно и систематическим образом вовлекают в сферу своих интересов и действий практически все слои и многие целевые группы населения, включая детей, учащихся, рабочую молодежь, интеллигенцию, в том числе педагогическую, научную, граждан старшего возраста, бизнесменов. Как быть с институтами гражданского общества, которые активно «работают» на политическом поле и воздействуют на процесс формирования протестно заданной гражданской культуры? Как правило, эти институты представляют филиалы международных «правозащитных» организаций и защищают интересы псевдорелигий, а не пострадавших от их деятельности граждан Казахстана.
Мониторинг и анализ так называемой «религиозной» литературы, которая распространяется через сеть книжных магазинов, раздается или продается адептам в новых религиозных организациях, предлагается гражданам на улицах показывает, что казахстанцы имеют неограниченные возможности получения информации с экстремистским содержанием. Как правило, распространяемые тексты включают информацию, направленную на разжигание межрелигиозной розни, межэтнической неприязни, призывы к борьбе с существующей светской властью. Помимо этого они содержат информацию, направленную на развитие у читателей различных страхов и фобий, в том числе - в связи с катаклизмами в результате апокалипсиса, устрашениями в адрес неверующих или для неистинно верующих. Подобная литература подрывает существующие в казахстанском обществе в целом и в семье - в частности, культурные традиции, сообщает об определенных алгоритмах поведения, связанных с соблюдением строгих, конфиденциальных правил общения в религиозной группе.
Расшатывание сложившегося миропонимания осуществляется через разрушение ценностных основ казахстанского менталитета: деформируются представления о ценности родительской семьи, взаимоотношениями между поколениями. Как показывает практика обращений граждан в Общественный Фонд «Перспектива», многие общины под прикрытием религии ведут активную целенаправленную работу по вовлечению в свои ряды новообращенных и воспитанию адептов, занимаясь при этом далеко не религиозной деятельностью. На наш взгляд, зачастую подобная деятельность принимает не естественный, а заданный характер «насаждения» определенного мировоззрения, модели поведения, образа жизни, то есть «навязанной» идентичности. Мы предлагаем называть такие общины псевдорелигиозными, а их деятельность оценивать как квазирелигиозную.
- Но стоит ли казахстанцам опасаться их влияния? Насколько религиозно наше общество, насколько подвержено влиянию псевдо и квазирелигиозных объединений?
- Мониторинг общественного мнения казахстанцев по вопросам динамики и тенденций религиозности, осуществленный нами в 2010 году в 14 областных центрах, а также в Астане и в Алматы показывает: так или иначе связывают себя с религией до 2/3 респондентов. Причем, верующие, состоящие в общинах, составляют немногим более 10%. На вопрос «Каково Ваше отношение к религии» большинство респондентов ответили: «верующий, но не участвую в религиозной жизни» - 56,2%. На вопрос «Как давно Вы выбрали свое мировоззрение?» подавляющая часть - 37,8% - ответили с детства, 25% - более десяти лет, 10,1 - более пяти и 8,6 менее пяти лет. Оценивая влияние религии и ее возрастающую роль на жизнь современного казахстанского общества до половины опрошенных рассматривают этот факт как положительную тенденцию. В то же время каждый шестой респондент (14,9%) не видит позитивного воздействия религии на жизнь казахстанцев.
В целом, на мой взгляд, количество верующих в нашей стране не увеличилось в такой динамике, как представляют некоторые эксперты. Так называемые «пассивно верующие» (верят, но не участвуют в религиозной жизни) составляют чуть более половины населения. Активно верующих (то есть тесно связанных с религиозным образом жизни, с ее общинным укладом примерно от 10 до 17% ( в зависимости от региона), а вот уже среди этой части верующих возрастает число фанатично преданных псевдорелигиозным идеям (идеям, ради которых они готовы стать заложниками собственной жизни и судьбы). Если в прежней модели (характерной для социалистического советского менталитета) религиозных фанатиков насчитывалось около 1-2%, то в настоящее время их число возросло до 5-6%.
- Можно ли сказать, что деятельность отдельных нетрадиционных культов управляется, координируется, в интересах определенных политических групп за рубежом. Что это уже не религия, а политика чистой воды? И какие механизмы чаще всего используются ловцами душ для пополнения рядов адептов?
- Экспертный анализ показывает, что расшатывание образа государственности через разрушение ценностных основ казахстанского менталитета имеет характер управляемой и специально организованной деятельности. Она свободно осуществляется под камуфляжем новых религиозных культов, общественных объединений (зачастую прошедших государственную регистрацию, чем и бравируют), в целом имеющих сетевой характер деятельности. В идеологическом плане деятельность таких организаций сопровождается постоянным нагнетанием дискуссий о демократической несвободе, а по сути - воспроизводит модель «управляемой демократии» и «планируемого хаоса».
Настораживает схожесть методик «обращения» в новые религиозные культы, которые свойственны и псевдохристианским, и псевдоисламским организациям. И те, и другие для пополнения рядов своих сторонников используют момент личностного кризиса, возросший интерес к нравственным и мировоззренческим поискам, стремление осмыслить ценностную картину, преодолеть какие-то жизненные барьеры, например, вредные привычки. Главным средством вовлечения в новые общины под флагом «религиозного служения» становится обещание исцеления (духовного и физического), обретение новых братьев и сестер, семьи, удовлетворение системы религиозных (изучение Корана и ли Библии, молитвенная практика) и нерелигиозных потребностей в условиях новой коллективности. Причем, направления деятельности новых «агентов» идеологического воздействия могут камуфлироваться под отправление религиозного культа, выглядеть как тренинги личностных достижений, как поддержка тех, у кого имеются жизненные трудности и проблемы, рекламироваться, как способы изучить иностранный язык или получить навыки эффективного аутотренинга, овладеть практикой оздоровления и прикрываться другими, уже ставшими широко известными «вывесками», приемами и методами.
Анализ проповедей и видов деятельности, которые осуществляют псевдорелигиозные организации показывает, что служители культа последовательно и настойчиво проводят направленное акцентирование социально-экономических проблем жизни казахстанцев. Политизируют оценки происходящих социальных изменений с уклоном в негативизм, подменяют причинно-следственные связи действительности вымышленными мифологическими зависимостями, которые уводят мышление адептов от реальности. Они также противопоставляют усилия религиозной группы другим способам социальной поддержки граждан, навязывают убеждения и принуждают к перемене мировоззрения и миропонимания, применяют угрозы и внушают страхи, начиная от морального гнета вплоть до физических способов воздействия. Кроме того, образу казахстанского государства, его институтам приписываются характеристики монстров, врагов, с которыми необходимо бороться с позиций (псевдо) религиозной веры, призывающей ее адептов стать «духовными воинами» для достижения поставленных целей. Все это воплощается в нескончаемых проповедях и тренингах, встречах и беседах, конечная цель которых - вывести гражданина из привычных групп участия (семейной, дружеской, профессиональной) и вовлечь в общину новых единомышленников, переподчинить собственную волю повелениям общинного лидера. Преследование цели достичь противостояния индивида и группы, гражданина и общества мы рассматриваем как расшатывание общекультурной идентичности, подрыв атмосферы согласия в нашем обществе. А подобная деятельность уже может классифицироваться как политически ангажированная и идеологически мотивированная.
Как показывает многолетний мониторинг, последствия миграции под прикрытием религии имеют не только личностный, но групповой и общественный эффект. Религиозные мигранты, начиная от проповедников и завершая неофитами, формируют новую субкультуру, отмеченную повышенной конфликтогенностью и выступающую одной из основных угроз внутриполитической стабильности Казахстана. Цель такой деятельности - деструктивное воздействие на массовое сознание и поведение, формирование управляемого (эластичного) массового сознания, создание сети конспиративно действующих политических организаций, которые занимаются переориентацией массового сознания на «размытые» ценности глобального порядка - с одной стороны и стремление изменить существующий государственный строй - с другой.
Учитывая геополитические стратегии и роль Казахстана в сохранении стабильности в регионе Центральной Азии, сограждане выражают обеспокоенность возможным вовлечением населения в конфликты на конфессиональной основе. Согласно мониторингу, проведенному во всех регионах Казахстана, 12% респондентов считают, что такая ситуация вполне реальна, а еще 26% полагают, что такое развитие событий вероятно. 49,8% респондентов из различных социальных групп полагают, что организованная и поддерживаемая деятельность так называемых «нетрадиционных» культов и соответствующих им религиозных организаций вредна и только 4,7% высказались за ее необходимость и полезность.
- Можно ли сказать, что граждане, вовлеченные в подобного рода организации утрачены для общества или все же есть шанс вернуть их к нормальной жизни?
- Это сложно, но возможно. Родные и близкие, психологи и психотерапевты, социологи и политологи отмечают и внешние, и внутренние трансформации личности, попавшей под влияние отдельных нетрадиционных культов. Этому способствует принятие нового образа жизни, смена ценностных ориентаций, которые происходят в процессе практически постоянного пребывания в общине, в результате тотального контроля над личностной трансформацией. В частности, процесс коллективного богослужения в неокультах отличается не только организованностью и применением специальных методов воздействия, основанных на суггестивном восприятии информации, но и агрессивностью. Специалисты в области психологии и психиатрии утверждают о направленном психоэмоциональном воздействии во время проведения ряда культовых обрядов, которые, в конечном итоге, формируют экстатическую зависимость адепта от коллективных молитвенных процедур.
В итоге подрывается психическое здоровье, утрачивается социальный статус, осуществляется деструкция личности. Процесс реадаптации (возвращения бывшего адепта в социальную реальность) требует колоссальных усилий со стороны семьи, специалистов, друзей и коллег. Именно поэтому, исходя из создавшегося положения, мы ставим вопрос перед государственными органами о необходимости создания центров реабилитации для граждан, пострадавших от деструктивной деятельности псевдорелигиозных организаций. Бывшие адепты нуждаются в длительной социальной реадаптации, предоставлении широкого спектра услуг - от юридической и иной помощи до трудовой терапии. Юридическая помощь требуется потому, что зачастую имущество - участники квазирелигиозных общин пишут под прессингом и гипнозом расписки о добровольном пожертвовании квартир, бизнеса или о добровольном перечислении денежных средств в адрес организации или конкретного лица.
- Что должно предпринять государство для снижения угрозы политизации религии. Нужны ли, на ваш взгляд, какие то законодательные изменения в этой сфере?
- В противостоянии деструктивным организациям, спекулирующим на социальной «заброшенности» граждан могут и должны оппонировать органы местной власти, общественные и политические организации, деятельность которых должна быть направлена на улучшение жизни казахстанцев.
На уровне экспертных оценок и общественного мониторинга, а также в массовом восприятии необходимо четко различать религии культурообразующие и религиозно камуфлированную деятельность, которая направлена на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти и возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Такую деятельность важно определять как деструктивно направленную. Попытки интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении также должны быть отнесены к деструктивным воздействиям.
На вопрос же о том, следует ли вносить изменения в Закон Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных организациях, жители областных центров, Астаны и Алматы ответили в большинстве своем положительно. «За» высказались 58,3%, против 40,5%, остальные затруднились с ответом.
Спектр предложений респондентов в отношении законодательных изменений таков: большинство высказались за усиление контроля государства за деятельностью религиозных организаций - 38,8%. Вторая по численности группа предлагает определить перечень традиционных, новых и псевдорелигий - 28,6%. Приостановить деятельность объедений использующих религию как ширму для бизнеса требуют 14,3% опрошенных. Остальные предлагают выделить особо ответственность родителей за религиозное воспитание детей и создать специальные общественные комиссии по контролю деятельности религиозных объединений.
Как представляется, несмотря на принцип толерантного отношения к убеждениям в отношении мировоззренческого (включая религиозный) выбора, государство должно ограничивать деятельность общин и стоящих за ними организаций, которые вторгаются в жизнь граждан и нарушают их конституционные права в отношении личного имущества, жилья, здоровья (как физического, так и психического).
- А как вы относитесь к дискуссиям относительно необходимости религиоведческого образования и просвещения?
- Хотя в Казахстане религия отделена от государства и образование является светским, тем не менее, вопрос о необходимости религиоведческого образования в школе и в вузах стоит перед обществом остро. В течение 2010 года во время председательства Казахстана в ОБСЕ разгорелись дискуссии вокруг содержания нового учебного предмета «Религиоведение». На конференциях ОБСЕ звучали настоятельные призывы принять рекомендации в отношении недопустимости деления на традиционные и нетрадиционные религии. С этим мы принципиально не можем соглашаться, так как указание на традиционные и нетрадиционные конфессии, для нас означает историко-культурный и временной аспекты в деятельности религий на территории Казахстана.
Роль религиоведческого образования и просвещения в условиях расширяющейся глобализации крайне важна. Его внедрение имеет первостепенное значение. Именно поэтому так называемое «критическое» реагирование на издание учебного пособия под редакцией академика Г.Есима со стороны оппозиционных государству сил лишь доказывает его актуальность и своевременность, содержательную полезность и «точечность» попадания. Это говорит об обострении идейно-политического противостояния по линии религиозное - псевдорелигиозное, светское - квазирелигиозное сознание, четкой политической (антигосударственной в своей основе) ангажированности всех, кто выступает против.
Необходимость специального предмета «Религиоведение» требует подготовки педагогических кадров, выбора его сбалансированного (в смысле отсутствия каких бы то ни было аксиологических акцентов) содержания. Такой учебный предмет поможет учащимся сориентироваться в мировоззренческом многообразии, которое сложилось в Казахстане, но при условии научно-методологических подходов к его внедрению в учебный процесс.
Казахстану для достижения искомой идентичности необходим современный подход в развитии человеческого капитала, эффективное становление поколений личностно зрелых граждан, социально мобильных и компетентных, могущих выстраивать жизненные стратегии в условиях многообразия и конкуренции, самостоятельно и ответственно принимать решения в отношении себя и других.
Поскольку в условиях трансформации политической системы, общественного строя и экономического уклада в обществе всегда происходят изменения в системе ценностных предпочтений, то государство и общество не должны упускать рычаги идеологического влияния на гражданскую ментальность. Отсутствие в республике специализированного систематического изучения, мониторинга ментальных процессов на основе современных методов и технологий исследования, приводят к возможности манипулирования массовым сознанием, к его политизации псеводорелигиозными организациями и квазирелигиозными лидерами. В нашем обществе не действуют механизмы упреждающего реагирования на возможные протестные проявления недовольства, которые ведут к подрыву гражданской консолидации и ослаблению доверия к институту власти. В связи с этим важно постоянно проводить информационно-консультационную работу с населением по вопросам возможной экстремизации ситуации на основе псевдорелигиозной идеологии. Рычаги идеологического управления должны быть у государства.
- Если суммировать все вышесказанное, что же все-таки нужно сделать, чтобы не упустить эти самые рычаги управления?
- В плане эффективного противодействия религиозно-экстремистским попыткам навязывания несвойственной менталитету казахстанцев псевдорелигиозной идентичности, необходимо в первую очередь провести перерегистрацию всех религиозных организаций. Во время перерегистрации - осуществить аудит неорелигиозных образований, срок присутствия которых в стране составляет не более 25 лет. Важно подключить общественный мониторинг по поводу оценки деятельности этих организаций: чем они отличились в Казахстане? Важно соизмерить практику их деятельности в Казахстане и в других странах. Если их деятельность по каким-то причинам запрещена, то необходимо понять, в связи с чем это произошло и принять взвешенное решение.
Необходимо приступить к разработке комплекса взаимосвязанных положений в части совершенствования законодательства в области религии, образования, воспитания, семейно-брачных отношений, производственных отношений.
Требуется найти и внести критерии, определяющие границы возможной (в смысле допустимости) деятельности на религиозной основе. Законодательно ввести концепты «псевдорелигиозной», «деструктивной» деятельности. Важно разработать критерии для определения такой деятельности.
Кроме того, для проведения аудита необходимо выработать систему научно-обоснованных и аксиологических критериев с позиций соответствия а) системе общегражданских ценностей, исторически сложившихся и принятых в казахстанском обществе; б) законодательным нормам РК; с точки зрения опыта (практики, прецедентов) в) проявления негативной деятельности организации, ее реальных угроз и потенциальных последствий для общества и личности.
Важно также предложить всем религиозным организациям представить гражданскому обществу свои социальные программы и результаты их претворения для всестороннего обсуждения.
Необходим мониторинг деятельности всех международных организаций, так или иначе вмешивающихся в духовно-культурную ситуацию в Казахстане. Пора уже выявить ангажированность казахстанских НПО, работающих под патронатом международных партнеров, а для этого можно провести разносторонний аудит целей, задач, эффективности их деятельности.
Для полноценной работы в этой сфере нужны методические комментарии для проведения аудита псевдорелигиозной деятельности, переподготовка экспертов социогуманитариев, занимающихся проведением экспертиз в сфере религиоведения, философии религии, психологии религии, социологии религии.
Мы бы также рекомендовали открыть соответствующую специализацию в закрытых учебных заведениях для подготовки молодежи к квалифицированной профессиональной работе, создать цикл просветительских программ о традиционных религиях на государственных ТВ и радиоканалах, организовать единый банк данных социогуманитарных исследований религиозности в РК.
Важно показать политическую уязвимость терминологических споров о толерантности, свободе совести, разработать эффективный в применении и непротиворечивый глоссарий для законодательства о религии.
Необходимо разработать положения о псевдорелигиозной, квазирелигиозной, деструктивной деятельности, имеющей политический характер и оказывающей негативное воздействие на личностное развитие, групповую идентичность и общественную безопасность.
Подзаконные акты в виде перечня деструктивных организаций, камуфлирующих свою деятельность под религиозную и запрещенных в других регионах мира позволили бы легче ориентироваться в этой сфере при условии, что этот перечень будет открытым и широко известным.
Было бы нелишним разработать новые правила регистрации религиозных организаций и мониторинга религиозной деятельности, включая миссионерскую, исключить в структуре и в содержании такой деятельности политические мотивы и устремления.
Безусловно, необходимо проводить экспертный анализ массивов ввозимой и распространяемой религиозной литературы на предмет соответствия/несоответствия Конституции и Законам РК, разработать положение о Центре реабилитации и социальной адаптации пострадавших от деструктивной деятельности псевдорелигий и создать такие центры во всех регионах.
С учетом сетевого деструктива актуальным видится вопрос проведения мониторинга публикаций по тематическим рубрикаторам «Религия в Казахстане», включая Интернет порталы и блоги. Требуется изучение уровня напряженности дискуссий по предмету.
Конечно же, нужен мониторинг деятельности государственных органов, научных организаций, учебных заведений, выступлений и публикаций их руководителей и сотрудников на предмет соответствия/несоответствия государственной политике в области религии.
http://quorum.kz/7882/