Жұма, 29 Наурыз 2024
Тарих 20831 40 пікір 6 Ақпан, 2020 сағат 12:12

Правда об Амангельды Иманове, воспринимавшим слово «большевик» как «кипчак»

Часть ІІІ

Вторым, после него, казахским большевиком являлся Амангельды Иманов - по версии советских идеологов и историков-мифотворцев, а Удербайулы в действительности. Прежде всего крайне необходимо констатировать тот исторический факт, что Амангельды, согласно советской идеологической догме, являлся «предводителем национально-освободительного восстания» казахского народа 1916 г. В действительности же он был помощником подлинного предводителя восстания 1916 г., избранного местным населением из рода Кулан-Кыпшак ханом, Абдугаппара Жанбосынулы, сардаром (командующим) его войск-ополценцев. Стихийное, а не национально-освободительное, и, следует особо подчеркнуть, маловооруженное, как вольно или невольно признает этот факт в своих мемуарах и Жалгабайулы-Степнов-Джангильдин, восстание Абдугаппара с Амангельды ограничивалось территорией лишь... Тургайского уезда - одного из четырех (!) уездов Тургайской области (Актюбинский, Иргизский, Тургайский и Кустанайский уу. – С.А.), а не всего современного Казахстана. Тот образ Амангельды как национального героя, революционера, большевика, интернационалиста, атеиста, «красного комиссара» (второго после А. Джангильдина), который известен из советской литературы и учебников по истории, начал «лепить» А. Джангильдин.

(Амангельды Удербайулы (Иманов – 1873-1919)

Али и Амангельды родились и выросли в одном ауле, оба из рода Кулан-Кыпшак. «Мы выросли вместе, - писал первый о втором в своих мемуарах, - Я знал его с малолетства как решительного, смелого человека, очень впечатлительного. По возвращении из-за границы, он, узнав, что я приехал, нашел меня и все время находился рядом со мной. За это время я ему много рассказывал...» [1, с. 34]. Cовершенно очевидно, что «расказчик» тщательно скрывал от своего доверчивого и безграмотного «слушателя» факт своего крещения, своё новое православное имя и, главное, главную цель своего визита в родной край в роли православного миссионера. Иначе не факт, что сам батыр Амангельды, храбрый, крутым нравом, горячим характером, «не дававший себя в обиду», всегда противостоявший русской колониальной администрации и переселенцам, простил другу детства его обман, предательство - крещение. Но А. Джангильдин манипулировал, как и всеми восставшими в Тургае, своим неграмотным и доверчивым, как подобает настоящему батыру, другом Амангельды вплоть до его гибели в 1919 г. С ловкой подачи Джангильдина, Амангельды и его сподвижники слово «большевик» понимали, как «кипчак» в переводе на русский. Более того Али-Николай-Алибей-Алиби, будучи комиссаром Тургайской области, заранее назначив Амангельды комиссаром Тургайского уезда, убедил его, своего наивного и доверчивого друга детства, в том, что он воюет c отрядом... рода Аргын во главе с М. Дулатулы и А. Байтурсынулы, а не с одной частью национальной армии Алаш Орды, то есть против своих же.

По всей вероятности, Амангельды не всегда и не во всем полагался на образованного друга. Об этом свидетельствует М. Шокай в своей статье «Правда о батыре-большевике Амангельды». «Кипчаки начали смотреть на Байтурсынова и Дулатова, как «аргынских главарей», хотя эти люди не были и не могли быть «племенными представителями», - отмечал он, - Дошло до того, что в 1917 г. во время оренбургского съезда казахов и летом 1918 г. Амангельды обратился, через своих близких людей, к автору статьи (Мустафе Чокай-оглы) – тоже родом из кипчаков - с просьбой быть у них политическим руководителем против аргынов Байтурсынова и Дулатова, а также и Букейханова. М[устафа]. Ч[окай], разумеется, отвергнул просьбу Амангельды» [2, т. ІХ, с. 235].

Но далее инициативу по пестованию «героического образа» Амангельды перехватили мифотворцы из Москвы в лице С. Брайнина и Ш. Шафиро, «известных исследователей истории Компартии Казахстана», авторов заказных «Очерков по истории Алаш Орды» (Алматы, 1935 г.). Год спустя, в 1936 г., по заказу Кремля, из под пера двух казахско-советских писателей Беимбета Майлыулы (более известен как Майлин; в 1938 г. вместе с С. Сейфуллиным и Ильясом Жансугурулы расстрелен) и Габита Мусрепулы (Мусрепов – в 1974 г. получил звание Героя социалистического труда. – С.А.), трудившихся под чутким руководством русско-советского писателя Всеволода Иванова, вышла пьеса «Амангельды». По её мотивам в том же году был снят первый в истории Страны Великой степи полнометражный художественный фильм под идентичным названием «Амангельды». В этих двух «шедеврах» советской мифологии Амангельды предстаёт «большевикообразным» (выражение М. Шокая), а лидеры «Алаш» - «прислужниками буржуазной власти».

Однако, вопреки советской мифологии, Амангельды, по утверждению М. Шокая, не был ни интернационалистом, ни безбожником, ни коммунистом-большевиком. В боях он всегда против русских. Никакого деления казахов по классовым признакам. «Единственное основание для причисления Амангельды Иманова в ряды большевиков, - уверяет М. Шокай, - это гибель его в 1919 г. во время борьбы со сторонниками правительства Казахстана Алаш Орды. Но убит Амангельды алашординцами не из-за того, что тот был большевиком, а по совсем другим причинам» [2, т. ІХ, с. 234.].

В интервью С. Брайнину и Ш. Шафиро А. Жалгабайулы-Степнов-Джангильдин рассказал также о другом не менее прославленном герое восстания в Тургае – Кейки батыре (Нурмагамбет Кокембайулы): «Был ещё батыр Гейк, который был расстрелен в 1920 (1923) году. В сражениях Гейк даже больше отличался, чем Амангельды. Гейк многих убил русских из карательного отряда, он был очень храбрый и всегда бросался в бой самый первый...» [3, т. ІІ, с. 288]. Однако он не вписался в казахско-советскую мифологию о «национально-освободительном восстании 1916 г.» по той банальной причине, что погиб не от рук «буржуазных националистов» Алаш Орды «по-большевистки», как Амангельды, а был подло и зверски убит самой Красной армией в 1923 г. Первый казахский большевик, легендарный «красный комиссар» А. Джангельдин, как видно из его интервью, преднамеренно не уточняет, кем и за что «расстрелен» Кейки батыр. Мало того он скрыл факт не «расстрела», а зверской, дикой расправы советской власти над казахским батыром. Его тело было растерзано красноармейцами, обе руки и голова отрезаны. Голова, насаженная на пику, выставлена на центральной площади г. Тургая для устрашения коренного населения – казахов. Полтора года спустя, в связи с переездом столицы республики из Оренбурга в Кызыл-Орду, в 1925 г. череп Кейки батыра как... экспонат  был передан в антропологический музей петровской Кунсткамеры, откуда был возвращён лишь 91 год спустя – в 2016 г. Но из двух батыров лишь гибель одного Амангельды стал «предлогом» для обвинения М. Дулатулы, вместе с ним и всей яркой плеяды национальной элиты «Алаш», в убийстве народного героя, большевика-интернационалиста и т.д. Материалы «расследования» обстоятельств убийства батыра, проведенного самим А. Джангильдиным, носят яркий отпечаток его заказаного характера, предвзятости и вызывает лишь одни сомнения. Не меньше поражает тот факт, что в годы независимости не один из ученых-историков не пытался исследовать подлинную историю гибели Амангельды и поставить последнюю точку этой истории.

Между тем гибель в войне против Советской власти за свободу и независимость своего народа офицеров Казы Нұрмұхамедұлы (Кази Нурмухамедова), Отыншы Альжанулы (Отунчи Альджанова), штабс-капитана Нугмана Сарбопеулы (Сарбопина), подполковников Хамита Тохтамысулы (Тохтамышева), Молданияза Бекимулы (Бекимова), Кали Самратбекулы (Самратбекова) и тысячи других рядовых воинов армии Алаш, членов и активистов Автономии Алаш, а также около 1-го миллиона жертв голода 1921-1922 гг., более 4-х миллионов жертв искуственно организованного голода 1932-1933 гг., десятки тысяч жертв массовых репрессий 1920-1940-х гг. – по советской мифологии – не в счет? И это продолжается на 29-м году Независимости, благодаря апологетам советской идеологической догмы в лице историков-профессионалов.

Одним словом, между батыром Амангельды, которого широкая общественность знала по казахско-советской пропаганде (по сочинениям писателей, поэтов, фильму первых отечественных киноматографистов и бесчисленным академическим трудам ученых-историков) и который остался «народным героем» и «символом национально-освободительного восстания 1916 г.» при независимости, общего мало, за исключением имени. Это означает, что кумиром для независимой страны остается жудожественный персонаж также, как «супергерои» голливудских мультиков и блокбастеров для Америки.

Первоисточники:

1 Джангильдин Ч. А. Алиби Джангильдин Он выбрал свой путь / Автор-состав. Ч.А. Джангильдин. – Алматы, 2014. – 214 с.

2 Шоқай М. Шығармаларының толық жинағы: Он екі томдық. Алматы: Дайк-Пресс, 2013.

3 Аккулы С. Алихан Букейхан. Собиратель казахских земель. Т. ІІ. – Астана: Общественный фонд «Алашорда», 2017. – Т. ІІ. – 560 с.

Султан Хан Аккулы

Часть І.  Кто они – первые казахские большевики?

Часть IІ. Тёмная сторона луны или кто они - первые казахские большевики?

Abai.kz

40 пікір

Үздік материалдар

Алғыс айту күні

Алғыс айту күні және оның шығу тарихы

Жомартбек Нұрман 1580
Алашорда

Қожанов межелеу науқанында (Жалғасы)

Бейбіт Қойшыбаев 2280
Ғибырат

Қайсар рухты ғазиз жан

Мұхтар Құл-Мұхаммед 3606