Бейсенбі, 19 Қыркүйек 2024
Талқы 2027 11 пікір 28 Тамыз, 2023 сағат 13:08

Борьба за востребованность казахского языка

Борьбу за престиж и востребованность государственного языка следовало начинать еще на заре независимости. Но Назарбаев не создал условия, чтобы люди стремились к изучению государственного языка. Если бы народ видел, что любой гражданин Казахстана вне зависимости от национальности, изучив казахский язык продвигается по карьерной лестнице на государственной службе став акимом, министром, судьей и т.д, то у человека появилась бы настоящая заинтересованность к изучению государственного языка. Но у нас этого нет. Кроме того все медиа надо было переводить на вещание на государственном языке сначала 50/50, постепенно доводя до 90% - 100%. Ведь условия, в которых мы живем как общество, как коллектив, как личность, - это только проекция нашего мыслительного хозяйства. Наш мир, воссоздаваемый каждый день, месяц, год и т.д, никогда не бывает лучше наших разговоров.

Индустрия национального книгоиздания у нас фрагментирована, можно сказать, ее нету. Нерегулируемый рынок – это ведь и есть хаос. А ведь “наука должна сойти со своего пьедестала и заговорить языком народа, то есть популярно. Работать для науки, писать для народа” (Климент Тимирязев, член – кор Петербургской академии наук.) Но у нас уничтожили сети кинопроката, сети киосков периодической печати, сети книготоргов в Казахстане практически нет, поэтому все ниши медиа свободны, особенно на государственном языке. Как только будут появляться сети того же  кинопроката, облкниготоргов, сети периодической печати, они будут выдавливать с рынка несетевые книжные магазины, кинотеатры, газетные киоски, потому что у сетей намного ниже затраты на обслуживание и, соответственно, ниже цены на медиапродукт, будь-то газета, журнал, книга или кино. Как говорят эксперты, агломерации или инфраструктура приносят кумулятивный эффект в разные области экономики. Классическое определение системы гласит, что ее суммарные возможности превышают сумму возможностей входящих в нее частей.

Доход “немасштабируемого” профессионала определяется количеством потраченного времени и приложенных усилий. Булочнику нужно печь новую булку для каждого клиента. Консультант или аудитор не властен резко увеличить количество своих рабочих часов.

Между тем писателю не нужно писать новую книгу для каждого отдельного читателя. Доход автора будет зависеть не от количества исписанных им страниц , а от того, продаст он 100 экз. или 100  тысяч, ему достаточно один раз сделать хорошую рукопись –остальное сделают редакторы, менеджеры и книготорговцы.

Но есть ,конечно, риск провала. Роль таланта ,вдохновения и удачи в масштабируемых видах деятельности крайне высока.На один бестселлер найдутся тысячи книг, пылящихся на полках. Риски велики, так что совет искать масштабируемую специальность-опасный совет.

То же различение распространяется и на виды бизнеса , и на страны. Такие компании , как Nike, Microsoft или Boeing, значительную часть денег  получают за идеи,организационную деятельность и управление своими ноу-хау,- в то время как фабричным производством и дописыванием программных  продуктов занимаются другие. Вот только стране, чтобы войти в лигу масштаба, нужно не одно поколение упорных трудов. А один конкретный человек может совершить свой прыжок в любой точке жизни,-судя по книге «Черный лебедь» трейдера и писателя Нассим Талеба.

В каждой  области, отрасли есть свои говоры, свои слова и выражения, терминологии и фразеологии, но это еще не значит, что нужно писать по-атырауски или “по-техасски”: писать нужно прежде всего по – казахски. Ясно одно, исправлять лексические ошибки нужно, стилистическую правку никто не отменял. Плохо написанные книги даже за маленькие деньги никто покупать не будет.

Книжному рынку не хватает событий, событий не для издателей, а событий для читателей. И хотя каждый год вроде издается много интересных книг микростартап издателями, широкий читатель узнает только о малой их части. Из-за отсутствия единого книготоргового поля страны. Отсюда быстрое банкротство молодых издательств.

В начале 80-х годов в СССР за год принималось около 100 млн. предварительных заказов от читателей по тематическим планам издательств, коих было не много, 65 издательств на весь Советский Союз. Зато было 22500 книжных магазинов «Союзкниги», куда входил «Казахкитап» со своими  1560 книжными магазинами по республике .

В «те» времена существовали тематические перспективные и годовые планы комплектования  издательств. У каждого  издательства был свой профиль и т.д (т.е. здесь все преимущества и недостатки планового хозяйства). Значительную часть этих заказов  обеспечивали не сами магазины, а активисты книжных клубов «общества знание»  и просто специалисты, которые информировали своих коллег о планирующихся выпусках и выполняли огромную работу за маркетологов.

Теперь процесс изменился принципиально. Структура книжного рынка, с большим числом издательств, с одной стороны, и многомиллионной  аудиторией читателей с разнообразными интересами  с другой, заставляет каждого участника рынка выполнять свою функцию, не надеясь хорошо выполнить функции другого участника рынка. Задачей издательства  является подготовка и осуществление выпуска книги, а также информирование о ней  широкой общественности, если она предназначена широкой общественности. Но большая часть наименований и наибольшая  прибыльность сосредоточены  не на массовом рынке, а на рынке специализированной и прфессиональной литературы, которая не может похвастаться миллионными тиражами, но при этом издаваться может десятилетиями.

Только в этом случае ключевую роль начинает играть не издательство , а те магазины , вокруг которых живут и работают те немногочисленные, но обеспеченные читатели  такого рода литературы. И книжный магазин  для них является не только торговой точкой, но и информационным и обслуживающим центром. Только возрождение системы предварительного  информирования , сбора заказов и , по сути, прямых продаж, с активным привлечением  служб персонала и менеджеров по обучению крупных корпораций, сможет вернуть к книге и на книжный рынок миллионы уже весьма средне обеспеченных  людей, только административное  давление со стороны  работодателей, озабоченных низким уровнем квалификации  своих сотрудников, поможет вернуть рынку профессиональной и специализированной литературы потерянные позиции  как по объему, так и по качеству выпускаемых книг. Книжные магазины во всех  регионах должны представить разнообразное сервисное обслуживание  близлежащих предприятий и организаций, предоставить  информацию о планируемых выпусках, осуществлять прием и обработку заказов. А это одиночному магазину не под силу. И поэтому нужно встраиваться в логистическую цепь поставок.  Решение  другой проблемы- обеспечение событийного ряда на рынке и соответствующая  этому рекламная и другая коммуникационная поддержка  конкретной книге- является посильной задачей только для крупных  холдингов или сетевиков.

Учитывая сокращение  числа студентов с русским языком обучения и отсутствие  многих книг на государственном языке, являющихся сегодня основными потенциальными  покупателями профессиональной литературы, откладывание решений этих вопросов конкретных действий может привести  к реальной деградации рынка и потребует в будущем  принципиально других затрат и ресурсов, чем сегодня. Ведь уже сегодня ,если не вчера абитуриенты должны свободно владеть языком, на котором ведется преподавание. При этом самые высокие требования к языку предъявляются к поступающим на гуманитарные ,управленческие, экономические, юридические и медицинские специальности, где нужно быстро осваивать большое количество текстовой информации, писать и обсуждать объемные курсовые работы.

Принцип: как бы ни был хорош какой-либо продукт или услуга , как бы хорошо его не продвигали, и как бы сильно существующие и потенциальные клиенты не хотели его приобрести, для начала он должен быть легко доступен. Иными словами, его нужно распределить по торговым площадкам по всем населенным пунктам в стране. Только тогда тираж книги, газеты, журнала, кино разойдется относительно быстро и вернет инвестированные в нее деньги для новых проектов. Рынок  не делает снисхождения к вашим трудностям: клиенты голосуют «за» обеими руками и они все более нетерпеливы. Такой аспект системы обслуживания, как доставка,- это еще одна переменная величина маркетинга. Вообще говоря, чем более широко географически можно распространить  продукт, тем большее количество его будет продано. Но это же необходимость повышенной ответственности: люди,  ресурсы, деньги рассредоточены более широко.

Потребность во все  увеличивающемся числе предприятий, возможно, не способствует мгновенному взаимопониманию между издателем и розницей. И вновь время, люди, расходы и логистика, связанные с новым ассортиментом, могут представлять собой препятствия, требующие усилий для их преодоления. Не существует никакой установленной модели, котрой нужно придерживаться в своих действиях; все меняется на наших глазах.

Нужно только помнить о том, что люди действуют только исходя из своих потребностей, в том числе и в медиапродуктах.

Процесс продаж достаточно хрупок и каждая мелочь в нем должна пониматься правильно, чтобы в совокупности создать общее впечатление, которое  будет способствовать успешному сбыту.

Помните о взаимосвязи, т.е ищите возможности для связи- и возможности для сбыта-одной потребности с другой, например две книги на одну и ту же  тему. Возможности трудно увидеть, потому что они часто  скрываются  за тяжелой работой.  И успешные  продажи можно сравнить с раскалыванием ореховой скорлупы.

В Казахстане раскалывать орехи, особенно в медиасфере особенно тяжело из-за перехвата  власти бывшими партократами на заре независимости. Вот что происходило в радиотелевизионной отрасли: « В 1992 году была создана  первая независимая радиостанция (радио «Максимум») создателем котрой был Сергей Дуванов... И летом 1992 года я уволился из театра и стал сотрудничать с радио «Максимум», которое затем трансформировалось в телерадиокомпанию «Макс», а потом- в ТРК «М». Но в 1996-97 годах так называемый «период романтизма» закончился, официальные органы поняли, что эфирное пространство нельзя пускать на самотек. В итоге был объявлен тендер, который не прошли ТРК «М», ТРК «Тотем» и еще несколько телерадиокомпаний. Вместо них появились другие,-писал Гимран Ергалиев, сотрудник интернет-газеты “Zona kz net” (01.02.08 г. « Начнем с Понедельника»). Это в сфере электронных СМИ.

Перейдем в сферу печати. На вопрос, почему у нас трудно найти казахские газеты и книги?,-предприниматель, распространитель газет в городах Алматы и Астана Марат Альтиев отвечает: «И здесь вина ложится на всех, ведь  что происходит. Если сегодня русские редакции сумели отладить менеджмент и распространение, стараются привлечь распространителей какими-то льготами,то в казахских газетах все осталось по-прежнему. И если ты туда  приходишь и говоришь: давайте я налажу распространение вашей газеты, но и вы, со своей стороны, должны мне дать какие-то преференции, то тебе отвечают: слушай, друг, о чем ты говоришь, какие послабления-ведь распространять казахские газеты- это твой гражданский и патриотический долг...

Нет, я ,конечно, свою страну люблю, но все-таки не до такой степени, чтобы оставлять голодными своих детей. Ну и, разумеется, действенную поддержку казахским да и вообще казахстанским газетам должно предоставлять сегодня государство («Мегаполис», 26.11.2007 г.). Но вместо  помощи очередной министр информаций некий Даурен Абаев заставил убрать газетные киоски  с улиц городов, якобы портит вид остановок на улицах.Но на самом деле это была очередная борьба с независимой прессой. Вспомним изначально деятельность трех первых министров информации и культуры. Самый первый министр печати г-н Қуаныш Султанов первым ввел НДС на зарождающиеся частные СМИ и издательское дело, а вот с государственных СМИ он этот вид налога убрал. Второй министр информации и культуры Алтынбек Сарсенбаев, ныне покойный,приватизировал и разбазарил 1560 книжные магазины бывшего «Казахкитапа»   руками приближенных в 1997-1999 г.г  под новой вывеской «Кітап әлемі». Вместе с новой вывеской исчезли и книжные магазины. Сейчас в 160 районных центрах и 27 моногородах Казахстана вы не найдете ни одного книжного магазина, хотя там вместе с аулами и селами проживает 45% населения страны. Вообщем  издатели остались без рынка сбыта, писатели без гонораров, а читающая нация без книг. Спрос и предложение, особенно на государственном языке, книг, газет, журналов так и не заработало. Контент (ақпарат, мәлімет) на казахском так и не обогатился в отличие от контента на русском языке.

Третий министр информации и культуры г-н. Мухтар Қул-Мухаммед создал другую не рыночную систему национального книгоиздания, а именно подвесил три-четыре издательств на мемтапсырыс, на коррумпированные госзаказы и тендеры, где его «Атамура»  первый парень на деревне. Беда в том, что уже многие годы это издательство не выходит из тематики выпуска школьных учебников. Из-за отсутствия рынка и конкуренции книги этого издателя выходят с большим количеством ошибок, что вызывает большие нарекания со стороны педагогического и родительского сообщества. Нужно переворачивать  с ног на голову  национальное книгоиздание, повернув ее от бюджетной кормушки на рынок. Только рынок и конкуренция взрастят компетенции и профессионализм, а вот авторитарная система порождает угодничество, подхалимаж, откаты, очковвтирательство и т.д. « Нет опаснее человека, чем тот, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбе ближнего, ко всему, кроме судеб пушенного в оборот алтына» (Салтыков-Щедрин). Вообщем, у народа большое недоверие к вертикали власти, недоверие к чиновникам именно исполнительной ветви власти, недоверие к судебной системе, недоверие к государственным СМИ и около государственным «квази» (квази, псевдо) издателям.

Когда мы говорим о доверии, речь идет о вере в доброжелательность : мы верим , что преднамеренно человек не нанесет никому вреда, даже если у него будет такая возможность. Однако есть и другой  вид доверия,  имеющий важное значение  для распространения  знаний,-это вера в компетентность. Иными словами, мы верим что специалист-носитель знаний-хорошо знает свой предмет.

Оба вида доверия  могут существовать независимо друг от друга.

Нам в Казахстане  очень не хватает веры в компетентность. С каждым поколением возрастает  знание,выявляется что-то новое-но как осуществляется этот процесс?

То, что помогает нам жить,-исторический опыт. Именно он позволяет сравнивать- лучше-хуже, меньше-больше, теплее-холоднее. Чтобы пользоваться им  нужно, чтобы  было  с чем сравнивать.Осознанная коммуникация (человеческий язык)- вот что определяет биологическую специфичность человеческого рода. Поскольку наша повседневная  деятельность основывается на коммуникации, а интернет видоизменяет способ нашей коммуникации друг с другом, наша жизнь оказывается в сильной зависимости от этой новой технологий. С другой стороны, используя интернет для выполнения множества своих собственных дел, мы изменяем и сам интернет. В результате такого взаимовлияния образуется новая социально-техническая структура. Люди, организации, компании и все общество в целом,  принимают  участие  в преобразовании технологии-любой технологии- путем овладевания ею, ее видоизменения и экспериментирования с нею. Это главный  вывод из социальной истории технологий, который оказывается более чем справедливым в случае интернета-технологии коммуникации. До него была эпоха галактики Гутенберга, то есть печатного слова.

И здесь возникает вопрос уже в  суверенном Казахстане, как мы можем доверить жизни наших детей властям, контролируемым партиям, которые обычно действуют в условиях  системной коррупции ( незаконное финансирование), будучи полностью зависимыми от «политики имиджа» и возглавляемыми профессиональными политиками, управляющими обособленными по вертикали бюрократиями, являющимися технически отсталыми и ,как правило, не имеющими представления о реальной жизни своих граждан? Но с другой стороны, есть ли им альтернативы?

Новая экономика, особенно диверсифицированная экономика запаздывает с внедрением новых гибких процедур институционального регулирования. Такого понятия, как чисто свободный рынок, не существует. Рынки основываются на институтах, на законах, на судах, на наблюдении и контроле, на соответствующих процессах и в конечном итоге на власти демократического государства. Когда они этого не делают, когда экономики пускаются в эксперименты по полной деинституализации (как и это произошло в Казахстане при разгоне Абдильдинского Верховного Совета и следующего за ним парламента в 1994-1995 г.г), в итоге получается не рынок, а экономический хаос, в котором за  счет крупно масштабного присвоения общественных богатств сформировался финансовая олигархия. В ущерб производственному и торговому капиталу. Пока мы не перестроим как снизу вверх, так и сверху донизу наши институты управления и демократии, мы не сможем достойно ответить на те главные вызовы, которые перед нами ставятся. И если демократические политические институты скажутся не в состоянии сделать это, то этого уже не сделают или не сможет сделать никто. Как известно, целью  национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру» являлось сохранение национально- культурной идентичности и реализация художественно-творческого потенциала каждого казахстанца путем  стимулирования, повышения качества и разнообразия культурных продуктов, а также формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей. С момента старта программы было запущено 13 специальных проектов, среди которых «100 новых учебников». И вот программу закроют, но как реально убедить общество мыслить и жить согласно времени- куда сложнее.

Книга всегда останется главным инструментом познания мира. Прежде  всего, книга развивает и сохраняет саму способность самостоятельно мыслить: читая, вы сами выбираете, чем занимать свой ум и как воспринимать реальность. Но для этого нужно настоящее национальное  книгоиздание, основанное на рыночных началах. Сотрудничество и партнерство на любом рынке должно происходить в диалоге. Издатели и книгораспространители должны подумать об организации совместного  мероприятия, общего сайта и выпуска общего печатного издания, освещающее проблемы и пути решения в вопросах авторского права, издательского дела, полиграфии, книжной торговли, библиотечного дела и т.д.

Для  упрощения расчетов разделим технологию выпуска книги на три части:подготовку оригинал- макета (издательские расходы), тиражирование-переплет (полиграфические расходы) и книгораспространение (расходы оптовика и книжного магазина).

Для книги в переплете увеличение тиража от 100 экз. до 1000 экз. приводит  к снижению себестоимости одного тома в 6-7 раз. Инфраструктура книгораспространения, если она есть, позволяет увеличивать тиражи и добиваться рентабельности  всего издательского проекта, считается минимально коммерчески оправданным тираж  в 3000 экземпляров, проданных в течение одного года. Отсюда  видно нерентабельность вузовских издательств  в КазГУ, в Нархозе  и т.д. Нужно возрождать  единое книготорговое пространство страны, тот же «Казахкітап» с ее 1560 книжными магазинами по всей стране. Вот тогда заиграют рыночные спрос и предложение, появятся тысячи микростартап издатели из разных отраслей и регионов, кормящих свои авторские, редакторские и переводческие школы опять же с помощью партнеров-книготорговцев, собирающих для них суммирующиеся микроинвестиции с 20-миллионного книжного рынка.

Но есть одно «но». «Для власти общество как детский сад, в котором есть умные все знающие воспитатели и все остальные должны следовать каким-то кем-то сверху определенным стандартам. Причем как только этих людей вышибают из власти, они переходят в этот детский садик, создают РНПК,АЛГУ и прочее.

-Самый первый случай –это бывший премьер-министр Кажегельдин. Вычистил все СМИ, а когда впал в немилость, не знал к кому из журналистов обратиться за помощью.

-Да, оказывается, что общество для них не является самодостаточным, самостоятельным. Оно должно управляться, контролироваться  и куда –то вестись. Это на корню  ликвидирует концепцию прав человека, потому что она базируется на самодостаточности человека. И система регулируется не людьми, а институтами. Независимый суд играет свою роль, СМИ- свою , а правительство-свою. У каждого института, государственного или общественного, своя функция при признании общих базовых фундаментальных представлений... Но беда в том, что наша власть не верит в институциональной порядок, она верит в персональный порядок. ( Евгений Жовтис, « Свобода слова», 10.01.2008 год).

Кому верят жаңа депутаты Жаңа Қазақстана, поживем, увидим. Пока старая колея Назарбаева продолжает крутить  маховик сплетенности им же власти и собственности с ее олигархическими медиамагнатами. Слова медиамагната Арманжана Байтасова о признании заслуг Назарбаева, наперекор общественному мнению, это здорово показывают. Владелец самолетов, особняков и ТВ вместе с журналом “Форбс” зрит в корень своих богатств. И этот магнат русскоязычный, а значит уверен, что царь хороший, а вот бояре плохие. Многовековой московитский нарратив против бояр, у которых собственность на землю шла от “дедин” и от “отчин” окончательно уничтожена при Петре Первом как сословие независимых землевладельцев, замененная дворянским сословием, у которых поместья вместе с крепостными крестьянами арендована у царя императора за службу царскому двору. В случае дворянского бунта, конфискация имущества и ссылка на каторгу в Сибирь. Вам это ничего не напоминает в 30 – летней эпохе Назарбаева? Борьба двух назарбаевских птенцов – медиамагнатов за телерадио холдинг “Хабар”, Рахата Алиева и Алтынбека Сарсенбаева, более старших товарищей медиамагната Арманжана Байтасова показало, как далеки элиты кланового капитализма от интересов народа, его языка, истории, культуры, традиции. Не рождаются у нас Бухар – жырау, Айтеке – би, Төле – би, Қазыбек-би, слова которых в степи были весомее слов Хана. А почему? Да потому, что власть и собственность была разделена и те же акыны и бийский суд получали гонорары не с ханской руки, а с многочисленного байского сословия, опоры степного кочевого хозяйства. Отсюда “бас кеспек болса да, тіл кеспек жоқ!”

Қалу Тоқтаболатов,

экс-книготорговец, пенсионер.

г. Уральск

Abai.kz

11 пікір