Об осуждении нацизма и коммунизма
В сегодняшней Эстонии победила точка зрения, при которой ставят знак равенства между нацизмом и коммунизмом.
20 лет назад эстонский писатель А. Вахеметса снял фильм 'Гитлер и Сталин'. Одно дело сталинизм, но коммунизм в целом - понятие куда более широкое и многогранное.
О коммунизме невозможно говорить, не упоминая имени Карла Маркса и вообще марксизма. Наследие Маркса неоднозначно, и тут было бы к месту напомнить, что европейцы не так давно провозгласили Маркса 'человеком тысячелетия'. На уровне обыденного сознания большинство по сей день считает, что марксизм и коммунизм проявил себя прежде всего на Востоке - в Китае, Камбодже, Корее, во Вьетнаме, а также - естественно - в СССР.
Но сам Маркс говорил, что строить социализм возможно лишь в развитых капиталистических западных странах. За геноцид в Камбодже, 'культурную революцию' в Китае или ГУЛАГи большевиков Маркс отвечать не может. Азиатская трактовка классовой борьбы вступила в принципиальное противоречие с истинным т.н. аутентичным учением Маркса.
В сегодняшней Эстонии победила точка зрения, при которой ставят знак равенства между нацизмом и коммунизмом.
20 лет назад эстонский писатель А. Вахеметса снял фильм 'Гитлер и Сталин'. Одно дело сталинизм, но коммунизм в целом - понятие куда более широкое и многогранное.
О коммунизме невозможно говорить, не упоминая имени Карла Маркса и вообще марксизма. Наследие Маркса неоднозначно, и тут было бы к месту напомнить, что европейцы не так давно провозгласили Маркса 'человеком тысячелетия'. На уровне обыденного сознания большинство по сей день считает, что марксизм и коммунизм проявил себя прежде всего на Востоке - в Китае, Камбодже, Корее, во Вьетнаме, а также - естественно - в СССР.
Но сам Маркс говорил, что строить социализм возможно лишь в развитых капиталистических западных странах. За геноцид в Камбодже, 'культурную революцию' в Китае или ГУЛАГи большевиков Маркс отвечать не может. Азиатская трактовка классовой борьбы вступила в принципиальное противоречие с истинным т.н. аутентичным учением Маркса.
Маркс был сторонником европейской личностной культуры. В 'Манифесте коммунистической партии' К. Маркс и Ф. Энгельс писали: 'Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех'. В СССР в течение всех лет его существования исходили из прямо противоположного, коллективистского принципа. Главный парадокс теории Маркса заключается в том, что капиталистический строй на Западе спасли во многом благодаря... наследию К.Маркса. Вернее, благодаря тому крылу последователей Маркса, которых мы знаем как социалистов, социал-демократов и т. п.
Борьба за интересы трудящихся, за избирательное право, за сокращение рабочего дня и пр. привела, в конечном счете, к тому, что жесткий и хищный капитализм XIX века в конце XX превратился в капитализм 'с человеческим лицом'. Сегодня в тех же странах Евросоюза у власти попеременно находятся то правые, то левые партии (социалисты, социал-демократы, лейбористы).
Западная Европа пропитана идеями марксизма, социализма, коммунизма. В итальянских и французских городах вас могут встретить мэры-коммунисты. Марксизм на Западе многими воспринимается как гуманизм, поскольку намерения Маркса, безусловно, были благородными: бороться за справедливость, за равенство и братство, за права простого человека.
Эстонские коллеги, которые рьяно добиваются осуждения коммунизма, полагают, что коммунизм - дело восточное. Но на самом деле на Востоке мы видели лишь лжекоммунизм. Вырвавшись из объятий советского социализма, эстонцы не предполагали, что на Западе попадут в объятия социализма европейского.
На Востоке были портреты Маркса, но не было его сути. На Западе Маркс проявил свои лучшие качества, но это понимают отнюдь не все. О Марксе не стоит рассуждать на каждом углу: он не является феноменом массовой культуры. В еженедельнике 'Сирп' от 22 мая есть интересная статья Андрея Хвостова, в которой показывается связь коммунизма с христианством.
Хвостов цитирует немецкого теоретика Оскара Леви, который в 1940 году, сравнивая гитлеризм с большевизмом, пришел к выводу, что гитлеризм опирается на некоторые мотивы Ветхого Завета (тема избранного народа, расовая чистота и т.п.), а большевизм - на некоторые идеи Нового Завета (быть на стороне порабощенных, бедных, слабых и т.д.). По Леви получилось, что в основе двух разновидностей тоталитаризма лежит то ли иудейская, то ли христианская ересью...
С Леви, конечно, можно спорить, но бесспорно одно - расизм в современной Европе не воспринимается, идеи же равенства и братства, которые характерны как для христианства, так и для коммунизма, сидят глубочайшим образом в подсознании европейского человека.
Поэтому шансы на осуждение коммунизма в Европе малы, считает Хвостов. С ним можно только согласиться. Бить в барабаны антисталинизма - одно дело, нападать же на коммунизм в целом - наивно. Это может говорить лишь об одном: наши эстонские господа еще не совсем полноценные европейцы.
http://www.inosmi.ru/world/20090611/249802.html