Комментарии к статье «Религиоведческий анализ передач телеканала «Асыл Арна»
Телевизионный канал «Асыл Арна»
Комментарии к статье «Религиоведческий анализ передач телеканала «Асыл Арна»
Официальный информационный меморандум
Артыкбек Болганбаев – Исполнительный директор телеканала «Асыл Арна»
07.06.2011
Основными посылами неизвестного по сей день автора статьи, являются три пункта:
1. Некомпетентность сотрудников телевизионного канала и ДУМКа.
2. Навязывание различным способами так называемого «арабского» образа жизни и мышления в противовес всему казахскому.
3. Приверженность обеих организаций теории заговора - «Ваххабиты прокладывают путь к власти над сознанием граждан свободного Казахстана».
Необходимо также отметить, что путаница в приводимых в доказательство вышеуказанных пунктов обвинения и общий стиль подачи материала наводит на вопрос об общности корней происхождения данной статьи с другими анти-ДУМК/Асыл Арна статьями как:
Телевизионный канал «Асыл Арна»
Комментарии к статье «Религиоведческий анализ передач телеканала «Асыл Арна»
Официальный информационный меморандум
Артыкбек Болганбаев – Исполнительный директор телеканала «Асыл Арна»
07.06.2011
Основными посылами неизвестного по сей день автора статьи, являются три пункта:
1. Некомпетентность сотрудников телевизионного канала и ДУМКа.
2. Навязывание различным способами так называемого «арабского» образа жизни и мышления в противовес всему казахскому.
3. Приверженность обеих организаций теории заговора - «Ваххабиты прокладывают путь к власти над сознанием граждан свободного Казахстана».
Необходимо также отметить, что путаница в приводимых в доказательство вышеуказанных пунктов обвинения и общий стиль подачи материала наводит на вопрос об общности корней происхождения данной статьи с другими анти-ДУМК/Асыл Арна статьями как:
- «Еще раз о болезнях роста казахстанской уммы» (2009 г., http://www.titus.kz/?type=polit&previd=14518)
- «Светоч знаний о джихаде» (2009 г., http://geokz.livejournal.com/4939.html)
- «ДУМК и Асыл Арна распространяют ваххабизм» (2010 г., http://www.bureau.kz/data.php?page=7&n_id=2501&l=ru)
Хотя официально у этих статей разные авторы - суть, источник идей и стилистические особенности говорят о едином происхождении.
Далее о самой статье «Религиоведческий анализ передач телеканала Асыл Арна».
1. Для того, чтобы проводить религиоведческий анализ чего-либо необходимо иметь соответствующий тому уровень знаний. Как мы видим, ни имени, ни доказательства уровня знаний нам не предъявляют.
2. Анализ сам по себе подразумевает подход разносторонний и глубокий по отношению к исследываемому вопросу. Однако то, что большинство рассматриваемых телевизионных передач являются давно заархивированными (т.е. до 2010 года выпуска), указывает на несостоятельность подобного анализа как такового. К тому же, чисто технические данные приводятся неточно (время эфира - с первых дней телеканал транслировался круглосуточно), что свидетельствует о поверхностном изучении деятельности «Асыл Арна». Приводимая статистика немного не соответствует действительности. Сотрудники телеканала на сегодняшний день производят около 60 телепередач. Судя по названиям и содержательной части абсолютное большинство ориентированы на традиционного казахстанского зрителя с его нравственными устоями и традиционным пониманием религии. Вот небольшая таблица.
№ |
Телебағдарламалар топтамасы |
Телебағдарламардың атауы: |
Хронометражы |
Эфирге шығатын күні |
1. |
Ақпараттық - сараптамалық |
Ассаламуғалейкум |
40 |
Дүйсенбі |
Алаштың Астанасы |
25 |
Жексенбі |
||
Аймақ тынысы |
25 |
Сәрсенбі |
||
Ел ішінен |
|
- |
||
Жұмадан жұмаға дейін |
35 |
Жұма |
||
Парламент хабаршысы |
15 |
Сенбі |
||
2. |
Рухани-танымдық |
Асыл мұрат |
25 |
Бейсенбі |
Ақындар әлемі |
25 |
Сәрсенбі |
||
Айналайын-ай |
25 |
Жұма |
||
Айналайын-ай (Астана) |
20 |
Дүйсенбі |
||
Ақ жаулық |
25 |
Сенбі |
||
Алланың аманаты |
15 |
Жұма |
||
Дін діңгек |
15 |
Сейсенбі |
||
Дін һәм діл мен тіл |
25 |
Сейсенбі |
||
Жұма мүбарак |
15 |
Бейсенбі |
||
Ізгілік мектебі |
25 |
Сенбі |
||
Қазыналы қарттар |
25 |
Бейсенбі |
||
Кісілік келбеті |
25 |
- |
||
Милосердие |
25 |
Жұма |
||
Муслима |
25 |
Сейсенбі |
||
Мың айдан қайырлы |
20 |
Дүйсенбі |
||
Нұрланған жүректер |
15 |
Жұма |
||
Озаренные сердца |
15 |
Жұма |
||
Один день |
30 |
Бейсенбі |
||
По пути предков |
15 |
Дүйсенбі |
||
Свет Ислама |
25 |
Сейсенбі |
||
Бесінші парыз |
15 |
- |
||
Біз келген мейман |
25 |
- |
||
Үш сүю |
|
- |
||
Иман гүлі |
|
- |
||
3. |
Әлеуметтік-экономикалық |
Адал кәсіп |
15 |
Жұма |
Адал ас |
20 |
Сәрсенбі |
||
Айна |
25 |
- |
||
Ауырмайтын жол ізде |
20 |
Жексенбі |
||
Біздің уақыт |
25 |
Сейсенбі |
||
Под шаныраком дружбы |
20 |
Дүйсенбі |
||
Это актуально |
30 |
Жексенбі |
||
Әр адам бір маман |
20 |
- |
||
Бәрекелді |
15 |
- |
||
4. |
Балалар және интерактивті |
Бал иман |
20 |
Сенбі |
Атамекен |
10 |
Жұма |
||
Хочу знать |
20 |
Жексенбі |
||
Ислам кидс |
20 |
- |
||
5. |
Тарихи-танымдық |
Бабалар асыл даналар |
20 |
Сәрсенбі |
Есімнің естісі |
20 |
- |
||
Ислам және мәдениет |
25 |
Жұма |
||
Ізгілер үлгісі |
25 |
Бейсенбі |
||
Хақпен қауышу |
15 |
- |
||
Біздің мешіт |
15 |
- |
||
Ежел. мұсылман ел едік |
25 |
- |
||
Шуақты аналар |
|
- |
||
6. |
Оқу-ағартушылық |
Бір Аллаға сыйнып, Кел, балалар оқылық! |
|
- |
Құран оқып үйренейік |
25 |
сәрсенбі |
||
Мұсылман қорғаны |
|
|
||
Хадис-даналық бұлағы |
|
|
Читатель может сам провести объективную оценку, насколько содержание и направление телепередач «Асыл Арна» соответствуют декларированным целям создания.
«Ақындар әлемі», «Шуақты аналар», «Ізгілік мектебі», «Дін һәм діл мен тіл», «Асыл мұрат» - эти и другие передачи из блока духовно-познавательных программ воспитывают в телезрителях адекватные морально-этические нормы поведения, основанные на самобытности казахского народа. Передачи «Алаштың Астанасы», «Ассаламуғалейкум», «Парламент хабаршысы», «Жұмадан жұмаға дейін», «Ел ішінен», «Аймақ тынысы» - это информационно передачи рассказывающие телезрителям последние новости страны, в том числе освещают деятельность ДУМК - открытие мечетей, достижения отечественных медресе и так далее. Есть и социально-экономические передачи - «Адал ас», «Адал кәсіп», «Айна», «Ауырмайтын жол ізде». Программа «Под шаныраком дружбы» не имеет аналогов на отечественном телевизионном пространстве - она описывает жизнь казахстанцев во всем ее разнообразии. Герои передачи делятся совим жизненным опытом и о том, что самое дорогое для них - мир над головой и добронравие в отношении друг друга. Все народности нашей страны получают возможность увидеть в данном цикле передач своих соотечественников в различных жизненных ситуациях - дома, на работе, в гостях и в повседневной жизни - главное, что их объединяет - стремление к развитию гармоничного и благополучного общества. Как отмечалось ранее телепередач на канале около 60 - и еще многие на стадии завершения - «Организация Исламская конференция» - еженедельная передача, посвященная председательству Казахстана в организации, серия социальных воспитательных роликов «Потому что я мусульманин...», «Кұран Нұры» - чтение Курана на фоне живописных пейзажей Казахстана. Разбирать и рассказывать о каждой передаче - тема для отдельной статьи. Главное - это то, что статистика приведенная автором (только 25% соответствует изначальным целям) не соответствует реальности. Автор использовал старые данные и, очевидно, руководствовался предвзятым мнением.
3. Далее приводится тезис о так называемой «саудитской» трактовке ислама и о навязывании арабского образа жизни путем показа фильма «По пути Посланника Аллаха (мир ему)». У каждой религии есть источник - книга, и пример - посланник. В Исламе эта книга Священный Куран, примером послужил - Мухаммад (мир ему). Все это было ниспослано в городе Мекка, находящемся ныне на территории Королевства Саудовской Аравии. К слову сказать, если Вы хотите описать жизнь, скажем, Хемингуэя, Вы будете снимать часть фильма на Кубе. Соответственно описание становления Ислама происходит на фоне местности, в которой зарождалась религия - Священная Мечеть аль-Харам, основу которой, кстати, заложил пророк Ибрахим (Авраам), а он, как мы знаем, почитается как христианами, так и иудеями. К тому же снимать внутри и вокруг Каабы могут только СМИ КСА, - поэтому волей неволей телеканал вынужден использовать кадры снятые этими СМИ. Касательно вопроса «арабофобии». В Исламе есть по этому поводу постулат - «араб от не араба отличается только лишь богобоязненностью», - этот постулат полностью сводит на нет любые попытки какой-либо из наций на обретение особого статуса в религии. Народы, исторически исповедующие Ислам на самом деле объединены общими чертами как - благородство, щедрость, гостеприимство и миролюбие. И как во всякой телепередачи о других странах и культурах - в данной программе, телеканал стремится указать на положительные стороны казахстанского и арабского менталитетов. Казахстанская ментальность развивается на протяжении шести веков и обрела достаточную своеобразность. Арабский менталитет не подходит нам, и попытки привить его не увенчаются успехом. Телеканал «Асыл Арна» направлен именно на самоидентификацию казахстанского сообщества в вопросе вероисповедания. Как отмечалось ранее, автор не обновил свои знания по изменениям в сетке вещания телеканала за последний год. Дело в том, что на телеканале «Асыл Арна» появились такие передачи «Бабалар - асыл даналар», «Ізгілер насихаты», «Ақындар Әлемі» - все эти программы направлены на воспитание чувства уважения в казахстанцах по отношению к своим традициям и основам культуры.
4. Вопрос о неполноценности религии казахстанцев. Автор статьи утверждает, что путем подачи в качестве примера арабские страны, телеканал как бы уничижает религиозное достоинство казахстанцев. Нужно отметить, что у нас есть четко регламентированная управленческая структура регулирующие как раз такие вопросы - Духовное Управление Мусульман Казахстана. ДУМК - сильная структура. То, что на территории Казахстана довольно успешно действует исламский просветительский телеканал, множество благотворительных фондов и серьезных печатных учреждений, изо дня в день увеличивается количество мечетей, следовательно, количество практикующих мусульман - все это свидетельствует о серьезном росте уровня религиозности казахстанцев. Телеканал взял за основу контрастность положения дел в Казахстане по сравнению с ближайшими соседями и выпустил социальные ролики, ежедневно демонстрирующие социальное и духовное благополучие Казахстана. С помощью данных видеороликов, телеканал воспитывает в телезрителях чувство благодарности государству и правительству за безопасность и возможность исповедовать свою религию в мирной обстановке. Как раз это - чувство благодарности родному государству - и является основой крепкого патриотического чувства.
5. Далее следует толкование фильма турецкого производства и поднятие вопроса антисемитизма. Фильм «Мечеть аль-Акса» носит документальный характер и ни в одном месте не призывает, тем более открыто или тайно начать войну против кого-либо, к тому же против ахл-уль-китаб (люди Писания) - еврейского народа. Автор неумело раскручивает тему антисемитизма путем простых логических связей - Вам нравится аль-Акса, значит, Вы переживаете, что она у иноверцев, переживаете - значит злитесь, злитесь - значит, ненавидите, ненавидите - значит, готовы воевать. Так можно продолжать долго. Заметим лишь, что подобный прием - притягивание выводов «за уши» используется автором в нескольких местах.
6. К тем словам, что относятся к семье Главы государства нужно быть предельно аккуратным. Это не только видные политические и государственные деятели, но просто добросовестные мусульмане. Хадис же применяемый неизвестным автором не подходит к данной конкретной ситуации.
7. Жаназа. Суждение автора на данную тему сводится к двум тезисам - арабизации важного в жизни мусульман обряда погребальной молитвы и критика неграмотных имамов ДУМК, якобы не знающих фетв самого ДУМК. По первому пункту можно лишь указать на необходимость объективно раскрывать тему такого важного обряда. Следовательно, мусульманам важно знать достоверные предания Посланника Аллаха - мир ему - на эту тему. По второму же пункту необходимо четко разделять мнение простых людей, несведущих в религиозных вопросах, и мнение официальных лиц ДУМК - имамов мечетей. Телеканал «Асыл Арна» не ставит целью довести до телезрителей субъективные и непрофессиональные (если так можно выразиться) мнения, а только и исключительно мнение официальных представителей ДУМК. Якобы, перевернутый Куран и неграмотная арабская речь имамов в этой передаче - это те самые приемы автора, о которых мы говорили несколько ранее - притягивание выводов.
8. О программе «Озаренные сердца»/ «Нұрланған жүректер». Тут автор вводит термин прозелитизм. Это требует пояснения:
Прозелити́зм (от прозелит, из лат. proselytus «обращённый», от греч. προσήλυτος «обращённый, нашедший своё место»): 1. стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии. 2. перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.
Отсюда - прозелит чаще означает новообращённый.
Далее речь идет о скрытом прозелитизме. На самом же деле данная передача направлена в первую очередь на тех, кто является этническими мусульманами (иначе, зачем программу вести на казахском языке), то есть на народы исторически исповедующими Ислам. Целевая аудитория получает действенные примеры того, насколько религия их предков ценна и жизнеспособна. Здесь важно отметить, что на других телеканал мы встречаем людей неказахской национальности, свободно говорящих на казахском языке. Происходит тот же самый процесс.
9. История Ислама в Казахстане. Автор в данном разделе возвращается к теме «арабизации» и популяризации телеканалом саудийского образа жизни (автор пишет «саудитского» - очевидно в этом слове ошибка допущена намеренно - возможно от обиды или желания уничижения). Нам же приходится вернуть читателя к разъяснениям пункта 3 данной статьи. По вопросу исторических несовпадений. История наука неоднозначная и мнение историков может различаться. Мнение же большинства историков по этой теме известно и оно отображено в этом фильме.
10. Фильм о джиннах. Прочитав комментарии автора по теме, на ум приходит недавно показанный по национальному телеканалу «Хабар» фильм о зикристах. Мы видели как официальные люди (правоохранительные органы) осудили действия и убеждения этих людей. Далее следует обвинение в рекламе джино-выводителей. Это, надо прямо сказать, доводы, у которых нет основ, и которые можно подвести к явной клевете.
11. Фильм об инвалидах. В этом разделе автор выделил момент, в котором герой сюжета совершает молитву держа руки на груди (по ханбалитскому мазхабу). Мы считаем это, мягко говоря, очень грубым жестом - обсуждать действия человека с физическим дефектом - ему в целом само действие как намаз дается, очевидно, достаточно трудно. Продолжает автор уже обвинением в сторону одну из мечетей ДУМК в Астане «Шубар». Обратившись к официальным лицам, выяснили, что во время коллективной молитвы имамы и наиб-имамы этой мечети просят читать намаз по мазхабу имама Абу Ханифа и сами исполняют его в соответствии общепринятыми правилами жителей Средней Азии. На уроках, по словам посетителей мечети, имамы разъясняют важность соблюдения постановлений мазхабов и на академическом уровне доказывают достоверность преданий от Мухаммада - мир ему - на которые делает ссылку имам Абу Ханифа. Этот вопрос, к слову, освещается телеканалом как во время интервью с имамами ДУМК, так и в повседневных программах. Так как данный момент - один из основополагающих факторов в вопросе гармоничного развития общества. Ханбалитские ученые и придерживающегося этого мазхаба мусульмане очень уважают самого имама Абу Ханифу.
12. Передача «Таным және Тағлым». Автор начинает со слов Дарына Мубарова - теолога, окончившего религиозное образование в Медине и продолжающего обучаться в Казахстане. Автор цитирует лектора - и допускает серьезное упущение - приводит слова лектора неверно. «Мы должны любить мусульман ради Аллаха и ненавидеть немусульман». Просмотрев заново, данную передачу, мы обнаружили следующее несоответствие: лектор говорит - «мы должны любить людей верующих, а людей неверующих мы не можем ненавидеть, но мы должны не любить их неверие, но не их самих» (слово «не любить» здесь, очевидно, намеренно подменено на «ненавидеть»). Этот момент - подмена понятий - во многом характеризует подход автора к делу доведения истины до своих читателей. Далее приводятся слова Бекболата Тлеуханова о любви к людям и осуждению порицаемых действий. Принимая во внимание указанную выше поправку трактовки автора, мы можем принять и понять уместность приведенных слов мыслителя Абая о любви к человечности и осуждению всего нечеловечного.
13. «Өшпес жұлдыздар». Автор подходит к делу призыва с точки зрения источника. Он утверждает что книга «Акыда ат-Тахауия» - вахаббитского толька. Мы не будем останавливаться на лигитимности термина «вахаббит», мы лишь заметим, что имам ат-Тахауи - известный имам ханафитского мазхаба. Автор статьи явно не знает кто такой на самом деле имам ат-Тахауи. Имам ат-Тахауи жил задолго до того, как родился Мухаммад ибн Абд-уль-Уаххаб. Также Имам ат-Тахауи жил в государстве придерживавшегося мазхаба Имама Абу Ханифы.
14. Мазхабы. В вопросе мазхабов, надо отметить, на телеканале «Асыл Арна» не встречается разногласий - те, кто живут в Казахстане должны следовать мазхабу Имама Абу Ханифа. Явный призыв имама мечети Шубар к терпимости и развитию добронравия среди мусульман разных мазхабов автор низводит на уровень - следуйте арабам. Мы вновь указываем на то, как автор путем подмены понятий «вытягивает» сугубо субъективные выводы.
15. Хизбут-тахрир. Данная секта была внесена в списки экстремистских, другими словами, террористических организаций на территории нашего государства и на территории наших ближайших соседей - Узбекистана, России, Кыргызстана, Китая и т.д. Как отмечается официальными структурами, целью данной группировки являлось создание независимого экстремистского государства на территории вышеуказанных стран. Также складывается впечатление, что автора защищает эту секту. К слову сказать, работа над закрытием этой секты возглавляла целая межведомственная структура, в состав которой входил имам мечети «Шубар» в качестве эксперта по религиозным вопросам. Мы не можем не остановиться на этом вопросе подробно. Ведь деятельность вышеуказанной секты оказал негативное влияние не только на сознание верующих людей по причине противоречия Курану и Сунне. Она также угрожала самой государственности нашей страны. И те примеры покаявшихся бывших членов рядов хизбут-тахрир - это эффективный инструмент разъяснения остальным заблудшим, все еще остающимся на убеждениях этой секты. Данная передача является скорее как бы отчетным вестником проделанной работы, нежели отдельно стоящим мероприятием. Далее автор путем простой подмены фактов пытается навязать читателю негативное мнение об остальных участников программы. Речь идет о теологе из Сомали (как мы выяснили, а не из Судана, как пишет автор) Мухаммаде Абдуссамаде. Автор утверждает, что это тайный сотрудник посольства Королевства Саудовской Аравии. Мы надеемся, что подобные утверждения не отобразятся негативом на отношении двух дружественных государств - Республики Казахстан и КСА. Ведь обвинение в шпионаже, а именно так трактуется в международном праве подобное утверждение, к тому же безосновательное и явно подложное, - очень серьезный и щепетильный вопрос. Как мы выяснили, Мухаммад Абдуссамад - один легализованных в стране теологов, консультационными услугами в сфере фикха и в вопросах коммерческих отношений с туристическими хадж-агентствами, которого пользуются члены ДУМК и туристических агентств Казахстана.
16. Ширк-многобожие. Автор статьи стремится обозначить четкие границы между вероубеждением и традициями в Исламе и казахскими национальными традициями. Затем очертив вышеуказанные границы, он пытается столкнуть их, и доказать что телеканал способствует победе первого над вторым. Уважаемые читатели, Ислам (как, кстати, указывает сам автор) распространился на территории современного Казахстана задолго до формирования самого казахского народа и как результат Казахского Ханства. Это - неоспоримый исторический факт. Подобное положение вызвало естественные процессы, называемые формирование культуры и развитие самосознания на основе природных предпосылок существования этноса. Теория Льва Николаевича Гумилева прекрасно описала данные социологические явления. Другими словами, традиции казахского народа развились на основе шариата, и элементы национального колорита, которые автор называет арабским, является, на самом деле, ассимилированным казахским, по сути, и форме. Древнейшие казахские имена как Әбділдә, Әбдірахман, Садуақас, Әйшә, Біләл, Әбдіразақ, Ахмет, Ыбырай, Шәкәрім имеют исламские значения и на русском языке с учетом знания современной этимологии звучали как Абдулла («раб Аллах»), Абдурахман («раб Милостивого»), Саад ибн абу Уккаас (имя одного из сподвижников Пророка мир ему) Аииша (жена пророка мир ему), Фатима, Қадиша (Хадиджа - жена пророка мир ему), Мариам (Мария - мир ей) Біләл (Биляль - сподвижник), Абдурразак («раб Дарующего»), Ахмад (аналог имени Мухаммад - Хвалимый Аллахом), Ибрахим (Авраам, отсюда Ыбырай - уменьшительно ласкательное - Абай, имя пророка мир ему), Шахкарим и так далее. Таким образом, традиции и культурные особенности казахского народа сами по себе содержат в себе шариатские начала. И сталкивать производное с со-источником представляется нам невозможным и нелогичным.
17. Идеология телеканала и выводы. Прежде чем приступить к последней главе автора статьи, равно как и наших комментариев, хотелось бы сориентировать читателя по двум моментам. Первое это то, что мы не стремились в данных комментариях навязать какое-либо мнение или провести к каким-либо определенным выводам, - целью этих комментариев было придать сугубо субъективной статье разъямняющие и дополняющие комментарии в виде кропотливого анализа для того, чтобы читатель, на ряду с довольно эмоциональной подачей, получил выдержанную в академическом духе аналитику. Второе - это то, что религия, как и любое важное социальное явление, имеет свои особенности. Одной из таких особенностей это подача религиозного призыва людям, не практикующим религию. Телеканал стоит во главе такого призыва в Казахстане. Поэтому, государство поддержало открытие телеканала. Необходимо заметить, что на территории стран СНГ это Казахстан первым решился на такой шаг, чем в очередной раз подтвердил свою приверженность мирному и гармоничному развитию многонационального общества.
В разделе идеологии автор убеждает нас в том, что главной идеологической предпосылкой канала является продвижение в сознании телезрителей приверженности имаму мечети «Шубар» и, как следствие, так называемому «нео-салафитскому» движению. За последний год имам вышеуказанной мечети не появлялся в эфире телеканала, а так называемое «нео-салафитское» движение - это все те, кто отучился в Каирском и Мединском исламских университетах, по определению самого автора. Укажем лишь, что в таком случае, подобное обвинение должно быть предъявлено значительной части религиозных деятелей в нашей стране находящихся на службе ДУМК. Это поспешное заявление. Телеканал сконцентрирован на увещевании телезрителей о важности дел на основе знаний и источник знаний Куран и Сунна. Эти два источника прекрасно и наилучшим образом получили адекватную трактовку в мазхабе Имама Абу Ханифы. Вот такое положение дел.
Перейдем к выводам автора. Они состоят из 8 пунктов, и мы остановимся на каждом из них. Автор утверждает, что телеканал не освещает следующие темы:
1) «Личность и семья». Опровержение тому, Вы найдете в первой главе, где мы привели список передач с описанием их содержания. Все это можно найти, зайдя на официальную интернет-страницу телеканала - http://asylarna.kz/.
2) Взаимоотношения мусульман с представителями других вероисповеданий. Данная тема освещается во многих программах, специализированная программа на эту тему называется «Под шаныраком дружбы»
3) Культура и традиции. Мы уже указывали на то, как телеканал осуществляет назидание на тему важности придерживаться традиций и уважение к старшему поколению.
4) История становления Ислама в Казахстане. Наиболее часто упоминаемая тема в контекстах всех передач на телеканале.
5) Деятельность ДУМК и мнение экспертов по спорным вопросам. Сейчас идет активное освещение деятельности ДУМК в различных уголках Казахстана и пропаганда на тему «Слушайте своих имамов». Также готовится к выходу еженедельный вестник «Муфтият тынысы», который станет главным информационным источником страны не только о деятельности ДУМК, но и одним из основных оповещающих инструментов.
6) Деятельность других мусульманских организаций. Постоянно идет освещение подобных организаций в программах «Ел ішінен», также отдельные сюжеты о журнале «Salnur» и т.д.
7) Государственные проекты. Государство осуществляет свою деятельность во всех сферах жизни страны. «Парламент Хабаршысы», «Алаштың Астанасы», «Жұмадан жұмаға», «Аймақ тынысы», «Ел ішінен», «Ислам конференциясы ұйымы және Қазақстан» - это программы, в основе своей, направленные на освещение государственных проектов в различных сферах жизнедеятельности страны и всесторонняя информационная поддержка начинаний.
8) Новостные программы. В предыдущем пункте указаны программы информационно-аналитического блока. Они же носят и новостной характер. Основной новостной ежедневной программой является «Ел ішінен». Телеканал носит исламско-просветительскую нагрузку, при этом справляется с такой серьезной задачей как новостные функции.
Последующие высказывания автора относятся к повторению, и мы бы не хотели утруждать читателя повторением и разъяснением этих моментов. Все это Вы можете найти выше в разных пунктах этих комментариев.
И последний вывод автора - о том, что ДУМК дистанциирован от деятельности телеканала. Назначение Ершата Унгарова - руководитель отдела аналитики ДУМК, каноническим редактором - явное опровержение данного утверждения.