Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2376 0 пікір 23 Қараша, 2011 сағат 13:49

СИНДРОМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДКРИЗИСА

В Казахстане на сегодня наблюдается новая волна национального самосознания. Что в принципе не удивительно, учитывая процессы в той же Европе, где уже на уровне глав государств говорят о крахе политики мультикультурализма. Конец ХХ в. ознаменовался развалом СССР, а соответственно сдачей позиций коммунизма в пользу либерализма. Однако борьба этих двух глобальных идеологий на деле вылилась в разочарование в универсализме, эгалитаризме, глобализме и идеалистической политике в целом. Оказалось, что всемирных политических рецептов счастья просто не существует. Какие бы социальные программы не существовали бы, какой бы «шведский социализм» не был бы построен и как бы не рос уровень ВВП...

В Казахстане на сегодня наблюдается новая волна национального самосознания. Что в принципе не удивительно, учитывая процессы в той же Европе, где уже на уровне глав государств говорят о крахе политики мультикультурализма. Конец ХХ в. ознаменовался развалом СССР, а соответственно сдачей позиций коммунизма в пользу либерализма. Однако борьба этих двух глобальных идеологий на деле вылилась в разочарование в универсализме, эгалитаризме, глобализме и идеалистической политике в целом. Оказалось, что всемирных политических рецептов счастья просто не существует. Какие бы социальные программы не существовали бы, какой бы «шведский социализм» не был бы построен и как бы не рос уровень ВВП...

Как оказалось, государства-нации и легитимирующий их национализм опять становятся ключевыми политическими игроками в современном мире. Настает эпоха возрождающихся национализмов. В казалось бы насквозь толерантной и либеральной Европе тон задала Австрия, где к власти пришли националисты и процесс пошел по всему континенту. Что в принципе породило ряд проблем социального и межэтнического характера. Парижский «бунт предместий», недавние события в Лондоне и появление в сытой и довольной Норвегии собственного (коренного) массового террориста-убийцы это живое олицетворение краха европейского мультикультурализма. Впрочем, и на других континентах мы наблюдаем схожие процессы. Как рост национализма среди индейцев Лакота, и вместе с ним феномен американского национализма в, казалось бы, эмигрантских США, популяризация этнической ксенофобии нередко даже на государственном уровне в РФ, неосманизм Турции, китайский, японский, латиноамериканский национализмы и т.д.

Если лучше - то хуже?

Казахстан, ранее представлявшийся для мира как островок межэтнического согласия, сегодня также втянут в процесс возрождения национализма. Парадокс: но если бы государство на протяжении 20 лет не предпринимало усилий по возрождению казахского языка и культуры, то возможно организованного национализма и не случилось бы. На сегодня мы наблюдаем процесс, когда казахский национализм окреп и начинает превращаться в системную силу. Со всеми атрибутами действенного движения. 20 лет назад при доле казахов в общем количестве населения в 38%, практически неприменения казахского языка в государственном управлении, отсутствии новостных блоков и информационных служб на казахском языке, малого количества национальных школ и групп в вузах, национальные движения были обречены. Поскольку не имели подпитки. За 20 лет в результате государственной политики на ниве возрождения казахского языка и культуры есть определенные успехи. Пусть и не совсем большие, но ситуация изменилась. Язык стал применяться, количество школ выросло, действуют государственные программы (пусть даже в условиях коррупционных взаимоотношений), на улицах звучит казахская речь, появилось пусть слабенькое, но собственное информационное поле, несколько областей перешли на делопроизводство на государственном языке и т.п. Конечно, говорить о полноценном казахском государстве не приходится, но процесс уже запущен и остановить его можно только при условии кардинальной смены государственного строя или лишения независимости вообще. Однако в Казахстане уже наблюдается известный в политической психологии закон повышения потребностей общества. Есть так называемый график Дэвиса, который показывает темпы роста ожиданий в благополучные периоды. Он был рассчитан автором для прогнозирования социальных взрывов, но вполне применим для расчета роста национализма в Казахстане. График, который наглядно демонстрирует тезис о том, что голодные бунты всегда устраивают сытые люди. Парадокс состоит в том, что кризисам всегда предшествуют периоды роста, а не упадка. Верхняя кривая в графике означает рост ожиданий населения, нижняя удовлетворение потребностей. Пока обе кривые двигаются равномерно все нормально, но как только удовлетворение потребностей начинает снижаться, ожидания напротив начинают расти. И как результат кризис. Ещё французский ученый А. де Токвиль указал на то, что кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей (объём политических свобод, доступ к информации, перспектива вертикальной мобильности и т. д.). Если мы обратим внимание на последние события в мире, а в данном случае на череду арабских революций, то заметим, что кризисы происходят в странах с относительно высоким социальным статусом населения в Египте, Тунисе, Ливии и Сирии. Те страны, где в последние годы происходил экономический рост и получил развитие национализм. Казалось бы положительная динамика, которая в этих странах была пущена на самотек и через рост чрезмерных ожиданий привела к социальным потрясениям. Причем в Ливии мы налицо наблюдаем спланированную извне опытными политтехнологами ситуацию, которой местные специалисты в области внутренней политике противостоять не смогли. Авиация НАТО, конечно серьезный ресурс, но если бы для населения были предприняты контр социально-психологические меры, то гражданской войны и не случилось бы. Причем в условиях Казахстана это не ограничивается лишь ростом ожиданий только националистического характера. Казахоязычное население традиционно находилось в более невыгодной позиции  социального обеспечения, нежели русскоязычное. Последние годы экономического роста, приток больших групп казахов в города, относительно высокое социальное благополучие русскоязычных соплеменников породило рост не только национальных, но и социальных ожиданий. Которые стали невыполнимыми вследствие замедления роста экономики, а соответственно сокращения расходов на социальные программы, в том числе на развитие языка и культуры. При этом проведение в Казахстане крупных международных мероприятий вкупе с открытием помпезных объектов опять же провоцирует рост ожиданий. У казахоязычного обывателя складывается мнение, что в стране все благополучно, государство зарекомендовало себя на мировой арене, но его национально-культурные и социальные запросы не удовлетворяются.

Не контроль, а регулирование

Этим пользуются националистические круги. По сравнению с началом 90-х в их лозунгах помимо требований относительно казахского языка и культуры появились  задачи социального плана. С наличием на сегодня у националистических кругов пусть небольших, но собственных СМИ и с неудовлетворенностью растущих ожиданий населения они вполне могут рассчитывать на успех. Тем более учитывая, общее недовольство населения, в том числе и неказахского, вступлением в интеграционные процессы с Российской Федерацией, что привело к ухудшению социального благополучия населения. Власть как обычно пытает взять данный процесс под контроль очередными попытками создания искусственных контролируемых движений. Однако как показал опыт новейшей истории Казахстана подобные организации как правило быстро теряют популярность. И как инструмент для сдерживания националистических устремлений этот метод неэффективен. Организация, теряя рейтинги, теряет контроль над массами, которые могут уйти под другое неконтролируемое влияние. Соответственно возникнут риски для правящего режима, когда через искусственные организации и без того возросшее ожидание национального возрождения может быть возглавлено нелояльными лидерами. Тем более, что на сегодня в Казахстане в области национальной политики допущен ряд ошибок технологического характера. Это принятие и обсуждение Доктрины национального единства, которое только стимулировало приход в националистические круги ранее более либеральных и даже аполитичных представителей интеллигенции и общественных авторитетов. Это недавний выброс проекта нового Закона «О языке», который побудил новые ожидания казахского населения и последующий отказ от данного документа, что вызвало возмущения. Это и иные действия, вызванные форсированной экономической и политической интеграцией с Российской Федерацией, которые вызывают тревоги относительно будущности казахского языка и культуры, а также опасения потери фактической независимости. Интеграция с Россией вызывает тревоги и социального характера, особенно на фоне роста цен на продукты и ограничения доступа к более качественным (нероссийским) товарам. Таким образом, рост ожиданий и общее чувство неудовлетворенности вызывает чувства радикального национализма вкупе с тревогами русскоязычного населения, живущего в российском информационном поле, может вызвать серьезные кризисы в сфере межэтнических отношений, угрожающие безопасности государства. Интеграционные процессы с Россией также ведут к детонации ожиданий экстремистских кругов Казахстана, которые теперь тоже получают открытый доступ к своим более радикальным сторонникам. Политолог и сопредседатель движения «Ұлы дала» Айдос Сарым, недавно заявил, что «альтернативой казахским националистам будут лишь казахские исламисты». Другой вопрос, что на нашу почву может перейти российская практика, когда национализм не найдя других путей сопротивления начнет сращиваться с радикальными исламскими группировками. Для предупреждения возможных потрясений неконтролируемого национального движения власть в сфере внутренней политики должна технологически перестроиться. Относительно неизбежной популяризации идеологии национализма должна стоять задача не контроля, а регулирования.

Либеральный национализм и интеграция русских

Как говорится в старой аксиоме: «Если не можешь контролировать процесс, то возглавь его». Здесь можно было бы использовать фактор Лидера нации, однако непрофессиональное техническое исполнение внедрения образа данного статуса в общество и его укрепления не позволяет этого совершить. Технологическим решением представляется увод радикального узкоэтнического национализма в сторону идеологии казахского либерал-национализма. В принципе со стороны власти наблюдается попытка создания национальной праволиберальной партии на базе «Акжол». Однако данный проект заведомо обречен на провал. Сама партия ярко демонстрирует свою аффилированность с властью, а новый лидер, демонстративно командированный из правящего «Нур Отана» к тому же замечен в связях с явно ненациональными олигархами. Партия «Руханият» грамотно избрала тактику прогрессивного радикального национализма. В принципе руководство этой политической организации уже нащупывает возможности либерал-национализма. Однако, четкая идеологическая платформа у партии отсутствует, а привлечение в свои ряды «старых» национал-патриотов может и вовсе вернуть к ура-национализму. При этом наличие подобных партий, а также создание общественных движений типа «Ұлы дала» только усиливает в обществе рост националистических настроений, которые все больше приобретают бессистемный характер. Между тем именно идеология либерального национализма может стать гарантией мирного перехода от временной модели межэтнического согласия к новой формации национального толерантного государства.  По сути казахский либерал-национализм это есть идеологическая сопровождающая строительства Казахстана как государства, где рост экономики и национальное возрождение взаимосвязаны и не могут развиваться отдельно от друг друга. При этом либерал-национализм будет формировать понятие нации не только для казахов, а для всего населения. Встанет задача не обособления этнических групп, а их интеграция и консолидация с доминирующим этносом казахами. Иначе, складывается ситуация когда большие массы русскоязычных граждан Казахстана находятся вне сферы действия государства и живут идеями и трендами диктуемыми информационным и идеологическим полем Российской Федерации. Где кстати нередки случаи открытого радикал-национализма и ксенофобии, декларируемых крупными государственными чиновниками. Русскоязычный гражданин Казахстана чаще всего оторван от процессов национального строительства, но вовлечен в чаяния соседней страны. И это опять же чревато последствиями. Как, к примеру, рядовое реформирование системы образования в преимущественно русскоязычном г. Темиртау, где появилось две «казахские» школы вылилось в организованные протесты и порою националистические воззвания о притеснении русских в Казахстане. Этнические русские, ведущие казахские телепрограммы это хорошо, но они не отражают ситуации в целом. Поскольку среди них, как правило, преобладают ассимилированные носители казахского языка с рождения, а не интегрированные в нацию за 20 лет независимости. На сегодня необходимы меры по интеграции русскоязычных в процессы национального строительства. Они предполагают увод от идеологического влияния РФ и создания собственных трендов. При этом следует учесть опыт по интеграции бывшего титульного китайского меньшинства в Малайзии, полутитульного индийского меньшинства ЮАР, титульного малайского меньшинства в Сингапуре. Инструменты для этого известны: создание отличных от метрополии авторитетов, собственная история как субэтноса, различия диалекта и дальнейший уход от языкового единства и др. Но главное это вовлечение русскоязычных активистов в либерал-национальное движение. Что, в принципе, достаточно осуществимое мероприятие, при условии профессионального технического исполнения. В противном случае Казахстан рискует получить проблему в виде конфликта между радикальным казахским национализмом и культивируемых в Казахстане российской великодержавной идеологией. Тем более исходя из расчетов графика Дэвиса у русских граждан Казахстана также растут ожидания, вызванные уступками национального строительства, созданием Евразийского союза, а соответственно возрождения собственного статус-кво как это было в период единого государства.

Нет конфликта нет общества?

Современная политика оставаясь результатом извечного конфликта социально-политических и экономических интересов, тем не менее провоцирует новые вызовы. И на сегодня задача жизнеспособности любого государства адекватно реагировать на них. Минимизируя риски. Ведь без рисков возможно общество (государство) лишь в результате тотальной социальной интеграции человечества, предполагающей степень равенства, которая не достигнута даже в существующих развитых нациях-государствах Европы. Это одновременно означало бы и конец политики в привычном для всей предшествующей истории человечества виде - в виде конфликта разнообразных групповых интересов. Соответственно все теории толерантности, согласия и мультикультурализма терпят крах. В Казахстане идеология всеобщей дружбы народов это идеология лишь переходного периода. Поскольку даже обсуждение Доктрины национального единства продемонстрировало, что задача по консолидации казахстанского общества остается неразрешенной. Как официальные идеологи, так и оппозиционеры латают и рекомбинируют уже изношенный историей набор, начиная с евразийства, заканчивая либерализмом и неомарксизмом. Но все новейшие попытки придумать национальную идею заканчиваются неудачами. На сегодня эффективность демонстрирует лишь национализм, причем вне зависимости от этнической составляющей. Ситуация в Казахстане аналогична библейскому сюжету о Вавилонской башне: разные социальные и возрастные слои населения говорят на разных языках и главное по разному воспринимают сложившуюся ситуацию. Люди в русскоязычных мегаполисах и в казахоязычной глубинке вообще живут в разных пространственных измерениях. В этой разорванности и неодновременности и заключается основная проблема современного Казахстана. И набирающий темпы национализм остановить не представляется возможным законсервировать. Синдром, приобретающий черты общественного состояния, может стать как предтечей кризиса, так и напротив послужить громадным стимулом развития государства. Вопрос лишь в задействованных технологиях.

http://turk-media.info/?p=3468

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1465
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3238
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5377