Кому «БТА Банк» НУЖЕН ЖИВЫМ?
ДАТ-Анализ
Кому «БТА Банк»
НУЖЕН ЖИВЫМ?
ДАТ-Анализ
Кому «БТА Банк»
НУЖЕН ЖИВЫМ?
На днях президент Назарбаев пообещал «отрывать головы» всем нерадивым чиновникам за растрату государственных средств. При этом он сослался уже на имеющийся опыт экзекуций во время прошлого кризиса. Однако, как показывает крайне критическая ситуация, сложившаяся на сегодня в «БТА Банке», не всем тогда, видимо, глава государства «головы поотрывал». В этот финансовый институт уже был «слит» (иначе это назвать нельзя) не один миллиард долларов казенных средств. Прошло три года... и банк опять в глубоком минусе. Как считает власть, виновника всех бед Казахстана, опального экс-банкира Аблязова в Казахстане, уже как четыре года назад след простыл. А в банке опять долги и проблемы. Теперь готовится очередная реструктуризация долгов за счет средств Национального фонда, то есть денег казахских налогоплательщиков. Ответственных, кто принимал ту модель кризис-менеджмента, которая привела к плачевному положению банка, нет. Причина в том, что сегодня они у руля тех финансовых и государственных структур, которые в очередной раз пытаются «прокрутить» неэффективную схему как единственно возможный сценарий развития, тем самым прикрыв свой непрофессионализм, расточительность, а, может быть, и банальное воровство. Полагаем, Генеральной прокуратуре или финансовой полиции пора обратить свои взоры на деятельность нынешнего топ-менеджмента «БТА Банка» и всех тех чиновников, кто не только поддерживал и одобрял их действия, а порой и замалчивал реальное положение дел в банке.
Единожды запретный
плод вкусивший...
Нынешние действия топ-менеджмента постаблязовского периода направлены не столько на стабилизацию ситуации и финансовую реабилитацию банка, сколько сконцентрированы на тщетных попытках по возврату «уплывших» на офшорные счета активов. В 2010 году банк потратил на юридические и консультационные услуги почти 24 млрд. тенге, за три квартала 2011-го - 19 млрд.
Руководство банка, прикрываясь «Самрук-Казыной», не ведет себя как полноценный субъект рыночных отношений. Это естественно вызывает недовольство представителей других банковских структур, стратегия деятельности которых рассчитана на конкурентную борьбу в условиях рыночной экономики. Для топов проблемного банка, а также чиновников, обязанных контролировать и регулировать деятельность банка, единственной панацеей от всех бед является реструктуризация долгов и очередное вливание средств из Нацфонда.
Проведя первую реструктуризацию, руководство БТА на протяжении года буквально трубило о своих потрясающих успехах, о завоеванных титулах и званиях «лучших из лучших». Если все было так хорошо, то почему к концу 2011 года банк допустил дефолт на 2 млрд. долларов только по бондам? Быть может, причина кроется в том, что управленцам банка не надо было особо голову ломать над тем, как банку деньги заработать и с долгами рассчитаться? Есть же палочка-выручалочка в виде инструментов реструктуризации и денег Национального фонда, а также круг заинтересованных лиц, желающих именно такой «стратегии развития».
На пути к дефолту
Положение БТА резко осложнилось в ноябре прошлого года, когда международное агентство Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) «БТА Банка» (Казахстан) и его дочерней структуры ЗАО «БТА Банк» (Беларусь) с уровня В- до преддефолтного CCC. На конец 2011 года банк имел отрицательное значение собственного капитала. Так, только в январе-сентябре 2011 года БТА получил чистый убыток по МСФО в размере 203,824 миллиарда тенге (1,375 миллиарда долларов). Дефицит капитала банка за отчетный период увеличился более чем в три раза - до 318,613 миллиарда тенге (более 2 миллиардов долларов). В сентябре менеджмент банка сообщал, что из общего объема корпоративного ссудного портфеля в 15 миллиардов долларов проблемными являются 13,75 миллиарда долларов. За прошедшее время ситуация не улучшилась (таблица 1).
Достаточно сказать, что отрицательное значение собственного капитала составляет более чем 8 млрд. долларов. Для сравнительного анализа мы специально привели финансовые показатели Казкоммерцбанка, Народного Банка, Альянс Банка и Темирбанка, в акционерный капитал которых ФНБ «Самрук-Казына» также вошел и которые, как и «БТА Банк», получили средства на рекапитализацию и кредитование реального сектора, а последние три прошли процедуру реструктуризации .
Показатели классификации активов данных БВУ по состоянию на 1 мая текущего года (таблица 2) более чем наглядно демонстрируют ущербность избранной топ-менеджментом и основными финансовыми регуляторами государства модели по стабилизации ситуации в «БТА Банке» и его реабилитации на финансовым рынке.
Избранные стратегии развития Казкоммерцбанком, Народным Банком Казахстана, Альянс Банком и Темирбанком в период кризиса дали свой положительный эффект и соответственно результат. У «БТА Банка» вся стратегия развития и определения источников доходов, похоже, свелась к списанию долгов за счет административного ресурса и денег Национального фонда, а также надежд на возврат активов и эффективность кредитного портфеля. Фактически возврата долгов как источника доходов не существует, а кредитный портфель как источник доходов в большей степени дислоцируется в России и других зарубежных странах. Работа по этим кредитам не ожила, деловая активность в той же России не возросла. В результате из обоих выбранных источников доходов, как стратегических, банк доходов не получает. Сегодня общие расходы банка превышают доходы. В течение последних пяти лет работы банк недополучал около пятой части процентных доходов, которые должен был получать. Это, безусловно, низкий показатель, свидетельствующий о качестве ссудного портфеля.
На 1 апреля 2012 года неработающие кредиты в «БТА Банке» составили 61,41% в общем объеме кредитов. Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней - 76,17% в то время, как, например, в АО «Казкоммерцбанк» 28,53%, а в Народном и того меньше - 22,90%.
Как видим, ситуация сложилась крайне опасная. В итоге решением Специализированного финансового суда г.Алматы от 8 мая 2012 года было удовлетворено заявление АО «БТА Банк» о реструктуризации. Указанным судом было постановлено провести реструктуризацию банка в срок не позднее 27 сентября 2012 года. Это будет уже вторая по счету реструктуризация.
Напомним, что «БТА Банк» в 2010 году завершил реструктуризацию своей задолженности, которую был вынужден провести после дефолта, допущенного в 2009 году. Осуществлена она была посредством отказа кредиторами от всех непогашенных требований в обмен на получение наличных денег, акций банка и вновь выпущенных облигаций банка. В результате долг банка сократился с 12,2 миллиарда долларов до 4,4 миллиарда долларов, срок погашения был увеличен до 20 лет. С завершением реструктуризации кредиторы стали акционерами банка, на их долю приходится 18,5% акций. ФНБ «Самрук-Казына», инвестировавший в капитал банка более 6 миллиардов долларов, стал основным акционером банка с долей 81,48% акций.
Подобного рода беспрецедентная поддержка не была оказана ни одному финансовому институту. Для сравнения стоимостный объем мероприятий в рамках фискального антикризисного пакета правительства Казахстана в 2009 году составил 2,3 трлн. тенге (около 16 млрд. долларов) или 15% ВВП 2009 года. Из них почти больше третьей части ушло в качестве государственных мер поддержки в «БТА Банк».
Однако насколько эффективно были использованы выделенные средства, если уже через год правительство и «Самру-Казына» были вынуждены констатировать угрозу дефолта, а руководство банка опять инициировало процедуру реструктуризации, которую поддержали и ФНБ «Самрук-Казына», и финансовый регулятор в лице Национального банка Республики Казахстан?
Кому не выгодна
работа над ошибками
На практике под реструктуризацией банка понимается, главным образом: реструктуризация задолженности, активов (продажа неприбыльных активов), сокращение штата и, возможно, реорганизация банка (слияние, присоединение и т.д.). Руководство БТА ставку делает только на списание задолженности. Например, такой инструмент, как продажа неприбыльных активов, топами банка рассматривается меньше всего. Для сравнения: банковский конгломерат «БТА Банка» состоит из 24 субъектов, в то время как в АО «Холдинговая группа «АЛМЭКС» из 19, АО «Корпорация «Цесна»» из 15, АО «АТФ Банк» из 4 и т.д. Саму идею о слиянии банков, например, Альянса, Темирбанка и БТА-Банка, руководство последнего напрочь отметает (о чем поговорим ниже).
Спрашивается, до каких пор управляющая команда БТА будет цепляться за 2 и 3 части 59 статьи Закона «О банках», согласно которым для казахстанских проблемных банков судебная реструктуризация оказывается тем самым последним шансом на спасение, брошенным государством спасательным кругом, который предоставляет правовой, но в исполнении «БТА Банка» не всегда эффективный способ решения проблемы реструктуризации задолженности с множеством различных кредиторов. Как долго еще будет продолжаться практика прощения долгов банка за счет нас, рядовых налогоплательщиков страны? Ведь деньги, которые «Самрук-Казына» отправит на помощь банку, будут опять взяты из Национального фонда. В этом уверены не только отечественные эксперты, но и зарубежные. Так, аналитик UBS Investment Bank Кэтлин Мидлемис считает, что «...Самрук-Казына» будет вливать средства в капитал, чтобы покрыть весь дефицит капитала банка. На этом мы основывались. Мы считаем, что вторая реструктуризация не будет успешной без предоставления некоторого капитала «Самрук-Казыной».
Впрочем, этого не отрицает и глава БТА Анвар Сайденов. В контексте готовности экономики и граждан республики к новой волне мирового кризиса все надежды на помощь будут связаны с Национальным фондом, антикризисной программой, которую разработает правительство и ФНБ «Самрук-Казына». Делая ставку именно на эти инструменты государственной поддержки, председатель совета директоров банка, очевидно, не исключал вероятность повторного варианта «возрождения из пепла» и для «БТА Банка». Именно в таком ключе он выразился, отвечая на вопрос одного казахстанского телеканала.
Однако спасет ли банк повторная реструктуризация по внешним обязательствам? Почему все те, кто решением проблемы видят только этот сценарий, не прислушиваются к оценке все того же международного рейтингового агентства Fitch Ratings, комментарии которого для «БТА Банка» прозвучали как приговор. Цитируем: «На сегодня финансовая позиция «БТА Банка» ухудшилась до той степени, когда даже в случае относительно благоприятных результатов от реализации мер по возврату средств по кредитам (в настоящее время это не является базовым сценарием агентства), этого самого по себе будет недостаточно, чтобы вернуть банк к платежеспособности. Более того, масштаб убытков «БТА Банка» до обесценения кредитов таков, что устранение отрицательного спреда по активам и пассивам, связанным с государством, уменьшит такие убытки лишь примерно наполовину, а не ликвидирует их полностью...».
Другой вопрос, если Аблязова хотят наказать как мошенника международного масштаба, то почему не наказывают тех, кто по долгу службы должен был предотвратить воровство в колоссальных размерах? Речь идет о регуляторном контроле и тех, кто возглавлял эту службу. Куда смотрел регулятор в лице АФН, Национального банка?
Отцы в законе
Сейчас Анвар Сайденов, мило улыбаясь, только констатирует, что плачевное состояние банка и необходимость повторной реструктуризации связана с тем, что так и не заработали согласованные с кредиторами и фондом «Самрук-Казына» бизнес-модели, точнее, два ее ключевых фактора. Первый из них - возврат активов банка, прежде всего зарубежных. Второй -оживление проблемного портфеля. А могли ли эти инструменты вообще заработать? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не понимать, что в условиях так называемой экономической и финансовой турбулентности выбор стратегии развития и бизнес-модели должен исходить из наиболее пессимистического сценария развития. Разве г-н Сайденов не знал, что эта модель заведомо провальная по причине в недостаточно консервативной оценке качества активов в процессе первой реструктуризации. В конце концов, это находит подтверждение в его собственных словах о том, что банк не смог получить ожидаемую доходность по ссудному портфелю, на которую рассчитывал при реструктуризации. Причина банальна - переоценка собственных возможностей как по работе с проблемными заемщиками банка, так и по возврату активов.
Уж кому, как не Сайденову, руководившему Национальным банком Казахстана с 2004 по 2009 год, не было известно реальное положение дел в БВУ, в том числе ныне проблемном БТА? Разве не главный банк страны обязан был держать руку на пульсе финансовой системы страны и вовремя предотвратить кризис.
Как можно было делать ставку на быстрый возврат выведенных активов на основе быстрых судебных решений, если такие процессы, как правило, длятся не только годами, но и десятилетиями? Или как можно было рассчитывать на оживление ссудного портфеля, если сегодня доход приносит только его третья часть? Игнорирование этих фактов нельзя назвать компетентностью, профессионализмом, эффективным кризис-менеджментом. Судите сами, чтобы возместить процентосодержащие обязательства, банку необходимо восстановление активов в размере 8 млрд. долларов. Фактически БТА может вернуть в лучшем случае 3,5 млрд. долларов корпоративных кредитов, и то через несколько лет. При этом высвободится резервов только 700 млн. долларов. На что были рассчитаны прошлая и новая бизнес-модель менеджмента «БТА Банка», одобренная в свое время АФН, а ныне Национальным банком и ФНБ «Самрук-Казына»? Ведь следует полагать, что принципиальных изменений не произойдет, и вероятность восстановления части неработающего портфеля маловероятна! В мировой практике ни одна реструктуризация не смогла решить основную проблему банков - возвращение средств. Если БТА сможет стать первым в этом ряду, то мы готовы вместе с агентством «Фитч» взять свои слова обратно и стоя поаплодировать!
Об ораторских способностях, которые, видимо, сильно помогли ему продвинуться по карьерной лестнице, Марата Заирова - экс-председателя правления «БТА Банка», смогли узнать тысячи любителей просмотра видео с его участием на корпоративе банка. Слащавые верноподданнические изыски Карима Масимова в преданности и верности Нурсултану Абишевичу просто детский лепет по сравнению с горячими филиппиками господина Заирова. Однако это видео на YouTube по сравнению с видео совещания «БТА Банка» во главе с г-ном Заировым просто отдыхает. Какие управленческие решения и выверенную финансовую стратегию можно ожидать от банкира, который считает, что все проблемы банка кроются в «нефортовости здания» и... переходном возрасте? Извините, но лично у нас сложилось впечатление, что сам Заиров надолго застрял в переходном возрасте пионерско-комсомольского детства и наверняка до сих пор на ночь читает «Судьбу барабанщика» или «Балладу о знамени». Судя по тому, что Заиров слишком быстро с «вещами убыл», успехов было немного, а его работодателям было нужно нечто большее, нежели рассказы о полетах в космос.
Все это время ни Сайденов в банке, ни Бахмутова в «Самрук-Казыне» не замечали, мягко говоря, весьма экзотического в условиях кризиса поведения председателя правления банка. Например, на месте господ Марченко или Сайденова мы бы поинтересовались тем, за счет какой прибыли г-н Заиров обеспечил себе и своим коллегам высокие заработные платы и премии, новые машины и антураж в кабинетах? Или же интересно узнать, почему в его бытность управляющим директорам была назначена заработная плата в 25 тысяч долларов, что в четыре раза больше, чем у премьер-министра страны Карима Масимова? Наверное, г-ну Марченко и его коллегам просто неудобно задавать такие вопросы своему ставленнику?
Подобного рода вопросы, похоже, не задавались и Асхату Бейсенбаеву, занявшему кресло и.о. председателя правления и особым упорством и рвением в деле расчищения «авгиевых конюшен» банка тоже не отличившемуся. Период его правления, как пишут СМИ, был отмечен очередным ремонтом освобожденного после Заирова кабинета, приобретением для него новой мебели (видимо, прежняя за год очень сильно прохудилась). А недавно назначенный председатель правления БТА Ерик Балапанов ремонт делать пока не стал, но первым делом, говорят, сменил служебный автомобиль на новый. Впрочем, способен ли тот же Сайденов задавать эти вопросы своим подчиненным, если и сам не чурается использования набора VIP-услуг. Все это иначе как «пиром во время чумы» назвать трудно.
Амина БАЛТАБАЕВА,
«D»
«Общественная позиция»
(проект «DAT» № 23 (151) от 30 мая 2012 г.