Сәрсенбі, 19 Ақпан 2025
Саңлақ 1655 2 пікір 14 Ақпан, 2025 сағат 14:32

Проблемы и перспективы развития массового спорта

Фото: Алмаз Ещанов и azattyq-ruhy.kz.

Проблемы и перспективы развития массового спорта в Казахстане

В Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября т.г. Глава государства К.К.Токаев сказал, что уделяет «повышенное внимание развитию массового спорта» и отметил, что «без этого невозможно добиться цели воспитания здоровой молодежи и укрепления здоровья всей нации», а также «назрела необходимость обновления законодательства в этой области. Соответствующие поправки позволят придать мощный импульс развитию массового и детского спорта, обеспечат основу для подготовки новой плеяды чемпионов».

Сфера физической культуры и спорта объединяет многие миллионы людей разного возраста, пола, гражданства, расы, вероисповеданий, политических убеждений и иных критериев. Объединяющей и движущей силой или идеей здесь выступают олимпийские цели, направленные на приведение в сбалансированное состояние достоинство тела, воли и разума, дух соревнования, здорового соперничества, наряду с дружбой и миром.

В целом, массовый спорт направлен на физическую подготовку и  воспитание здоровых граждан, отвлечения их от вредных привычек, приданию организму соответствующей физической и психологической формы, необходимой для решения различных проблем, связанных с сохранением здоровья и соблюдения здорового образа жизни, а также решения иных вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности.

В Казахстане законодательное определение понятию «массовый спорт» дано в подпункте 4) абзаца 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V ЗРК «О физической культуре и спорте», где его значение указано как «спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения».

Всего, по данным Министерства туризма и спорта Республики, в Казахстане физической культурой и спортом занимается около 8 миллионов человек, или чуть больше 40% населения. В профильном ведомстве намерены увеличить этот показатель до 50% - до 10 млн.человек. Также отмечается, что «в достижении этой цели должны быть заинтересованы, в первую очередь, сами казахстанцы. Успехи в спорте — это хороший социальный лифт для любого человека. Прежде всего, нужно помнить, что массовый спорт — это отличная возможность для каждого совершенствоваться физически, укреплять здоровье и продлевать жизнь» (24.kz дата публикации 14.10.2024 г.).

Имеется также информация в СМИ о том, что «во многих регионах страны реализуется проект «Доступный спорт». В рамках данной программы любители спорта совершенно бесплатно могут посещать тренировки на открытом воздухе по скандинавской ходьбе, бегу, гимнастике, йоге и фитнесу, стрит воркауту, настольному теннису, лыжным гонкам и массовым катаниям на коньках. Также c 2021 года действует программа государственного спортивного заказа. Эта стратегическая и важная социальная инициатива государства очень востребована обществом. Сегодня более 230 тысяч детей в возрасте от 4 до 17 лет бесплатно посещают свыше 7 тысяч спортивных секций, на что было выделено из регионального бюджета страны 44,9 млрд.тенге. В рамках пропаганды здорового образа жизни в республике ежегодно проводится более 25 тысяч спортивно-массовых мероприятий различного уровня, направленных на все возрастные категории, с охватом в миллион человек» (www.inform.kz, дата публикации 13.10.2024 г.).

Несмотря на позитивные сообщения о проводимой работе в физкультурно-спортивной отрасли страны и приводимые положительные примеры, нельзя не отметить о достаточно слабых выступлениях сборной Казахстана на прошедших Олимпийских играх: в 2020 году в Токио и в 2024 году в Париже.

В рассматриваемой сфере, по данным Агентства РК по противодействию коррупции, имеются и другие нарушения. Так, Агентство РК по противодействию коррупции провело анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, которые показали наличие системных коррупционных рисков, препятствующих развитию отечественного спорта и достижению высоких показателей на мировой спортивной арене. По этим данным, только за последние 6 лет финансирование спортивной отрасли составило около 1,4 трлн тенге: 2018 год – 165 млрд тенге; 2019 год – 204 млрд тенге; 2020 год – 177 млрд тенге; 2021 год – 223 млрд тенге; 2022 год – 296 млрд тенге; 2023 год – 340 млрд тенге. Также запланировано выделение из бюджета ещё 1,3 трлн.тенге на этот и следующие два года (источник: informburo.kz дата публикации 07.10.2024 г.). В частности, в сообщении говорится, что «объём денежных вливаний в казахстанский спорт высших достижений в разы превышает бюджеты стран Центральной Азии и дальнего зарубежья (Канада, Норвегия, Нидерланды), выделяемых на эти же цели. При этом Казахстан продолжает занимать низкие позиции в медальном зачёте по Олимпийским играм и Всемирном спортивном рейтинге. Одной из причин являются системные коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению госсредств».

Что качается развития массового спорта, то отмечается, что расходы Казахстана на массовый спорт в девять раз меньше, чем на спорт высших достижений: 35 млрд.тенге против 340 млрд.тенге. В зарубежных странах, более успешных в спорте, приоритет отдаётся поддержке массового спорта, который является фундаментом для спорта высших достижений. По сравнению с Нидерландами Казахстан тратит в три раза больше на спорт высших достижений, а на массовый спорт – в семь раз меньше.

Показатели развития массовых видов спорта, заложенные в Концепции развития физической культуры и спорта Казахстана на 2023-2029 годы, носят формальный характер, подчеркнули в Антикорруцпионной службе. К примеру, акиматы ежегодно должны проводить более 20 тысяч спортивно-массовых мероприятий, в среднем три мероприятия в день. Этот показатель завышен, по мнению экспертов Агентства.

Антикоррупционная служба также заявила «о недостатке современных спортивных объектов, который ограничивает возможности для качественной подготовки спортсменов, что особенно ощутимо в регионах. При этом Концепция развития физической культуры и спорта на 2023-2029 годы сфокусирована на нехватке обычных пеших троп и велосипедных дорожек. Тогда как по стране наблюдается дефицит крытых спортсооружений, бассейнов. Наибольшая нехватка в Астане, Алматы, Туркестанской и Алматинской областях».

То есть, численность спортивных сооружений не удовлетворяет потребностям населения.

В Антикоррупционной службе также отметили, что «вместо строительства спорткомплексов и футбольных академий спортивные организации огромные деньги тратили на содержание легионеров. К примеру, самый дорогой ФК «Астана» не имеет собственной футбольной академии и инфраструктуры. За шесть лет на аренду футбольных полей и помещений клуб потратил 1,4 млрд.тенге. Непрозрачный отбор спортсменов для участия в международных соревнованиях – в сфере спорта высших достижений полностью отсутствует цифровизация процессов. Разработка запланированной ещё в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась».

В результате профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведёт единый учёт призёров, спортсооружений, спортивных секций и тренеров. Отсутствие цифровизации способствует присвоению спортивных званий лжеспортсменам, непрозрачному и субъективному отбору спортсменов для участия в соревнованиях. «Как следствие указанных факторов, такое положение дел привело к бесконтрольному освоению бюджетных средств, сопряженное с отбором аффилированных поставщиков, фиктивностью учебно-тренировочных сборов и аренды спортивных объектов, завышением оплаты труда легионерам, двойным финансированием», – заключили в агентстве.

По итогам проведенного анализа Антикоррупционная служба внесла рекомендации по пересмотру приоритетов развития спорта, увеличению бюджета на массовый и детский спорт, централизации финансирования, развитию собственной инфраструктуры и детских академий, а также внедрению цифровизации.

Трудно не согласиться с проведенным достаточно подробным и содержательным анализом данных по развитию спортивной отрасли, в том числе массового спорта, сделанного в Антикоррупционной службе.

Выявленные вышеназванные недостатки еще раз подтверждают наличие пробелов в рассматриваемой сфере и, соответственно, требуют внесения кардинальных и комплексных корректив в физкультурно-спортивную отрасль, изменения существующих подходов к осуществляемой работе профильным министерством и изучения текущего состояния развития спорта в стране, в том числе в части проведения комплексного и детального анализа тенденций его развития в Республике Казахстан, потребностей в так называемых «узких» специалистах спортивного профиля (спортивные врачи,  психологи в спортивной отрасли, спортивные нутрициологи и т.д.), а также исследования мотивационной составляющей граждан при занятиях спортом.

Не секрет, что большую роль в любого рода занятиях имеет мотивация, которая побуждает преодолевать возникающие барьеры на пути к  совершенству, в том числе и физическому.

Среди основных мотивационных причин для занятия населением физическими упражнениями и спортом следует выделить главные:

- забота людей о своем здоровье;

- поступающая информация из различных источников о вреде малоподвижного образа жизни;

- сокращение продолжительности жизни ввиду отсутствия физических упражнений;

- снижение иммунитета ввиду наличия большого количества различных претерпеваемых заболеваний и их лечения лекарственными средствами, имеющими негативное побочное воздействие на организм человека.

В данном контексте большую роль  могут и должны сыграть средства массовой информации, которые должны усилить мотивационную составляющую в плане преодоления различных, в том числе психологических, барьеров на пути к занятиям спортом.

К примеру, тезис о том, что физические упражнения и массовый спорт готовят индивидуума к жизни, помогают воспитывать волю, настойчивость, уверенность в себе, способствуют укреплению здоровья, и не только физического, должен быть взят на ежедневное «информационное вооружение» каждым информационным агентством и интернет-ресурсом.

Данная информационная работа должна привести к осознанию каждым гражданином Казахстана личной заинтересованности в укреплении своего здоровья и усиления мотивации в вопросе занятия физической культурой и спортом.

Вопросы информационной поддержки занятия физической культурой и спортом имеют важное значение. К примеру, в США ежегодно издается  более 1500 книг о физической культуре и спорте, а также свыше 300 спортивных журналов. Национальные телекомпании «ABC», «NBC» и «CBS» спортивным передачам уделяют около 1500 часов трансляции в год. Спортивная телестанция «Интеймнет энд спорт программинг нетуорк» работает круглосуточно, а количество затрачиваемых на спортивные трансляции часов составляет приблизительно 16 тысяч в год (Цыплаков В.А. Концепция развития массового спорта в США. vestnik-kafu, дата обращения 12.10.2024 г.).

В зарубежной практике обеспечения спортивной отрасли такие ресурсы, как информационные, а также научные, стали занимать все более важное и определяющее значение. Эти ресурсы условно можно дифференцировать на две категории — пропаганда здорового образа жизни и информационно-научное сопровождение спортивной работы. Такое деление отражается на деятельности ведущих зарубежных спортивных информационных и научных организаций, исследующих проблемы в физкультурно-спортивной отрасли.

К примеру, в Германии особое место занимает пропаганда спорта для всех граждан страны, осуществляемая посредством различных государственных органов, кампаний и программ. В частности, министерство по вопросам семьи, пожилых людей, женщин и юношества разработало  проект под девизом «движение, игра и спорт на службе у пожилых», его цель - выбор и награждение ряда специальных инициатив, различных видов деятельности, направленных на стимулирование дальнейшего развития спорта для всех и использования всех его возможностей людьми пожилого возраста и другими возрастными группами людей, занимающихся спортом. Предполагается, что инициативы внесут вклад в повышение качества жизни и здоровья пожилых людей. При этом многие проекты сопровождаются значительной финансовой поддержкой. В представленном нами случае министерство по вопросам семьи, пожилых людей, женщин и юношества выделяет 40 тыс. немецких марок. Кроме проектов, на развитие массового спорта также направлены проводимые Союзом германских спортивных обществ мероприятия: «Тренируйся», «Спорт для всех», «Лучше всего заниматься спортом в союзе», массовые состязания в беге, плавании, велосипедных и лыжных гонках и походах и многие другие. В результате, по данным некоторых исследователей (Вапнярская О.И., Золотов М.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом // mevriz.ru/articles/2003/3/1119.html, дата обращения 12.11.2024 г.), в Германии интенсивно растет как количество клубов (с 40 до 90 тыс.), так и количество занимающихся (с 10 млн. до 21 млн.граждан, а число людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, выросло с 21 млн. до 36 млн.человек), т.е. охват массовым спортом населения превысил 60%.

В Финляндии организации, занимающиеся спортивной наукой, имеют законодательно признанное право на прямое государственное финансирование. При этом не менее 20% учебного времени подготовки специалистов в сфере физкультурно-спортивного движения отводится научным изысканиям. Кроме того, государство поддерживает организацию любой формы собственности, где ведутся научные исследования в области спорта и физических упражнений. Общий спортивный бюджет пяти ведущих французских телеканалов составляет 1,3 млрд.франков (Вапнярская О.И., Золотов М.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом // mevriz.ru/articles/2003/3/1119.html, дата обращения 12.11.2024 г.).

Другими словами, в зарубежных странах придается большое значение информационному и научному обеспечению развития массового спорта. Так, в США благодаря прессе, радио- и телевидению занятия массовым спортом рассматриваются как «престижное дело». Решение и обсуждение многих деловых вопросов происходит на спортивных площадках, в плавательных бассейнах, на теннисных кортах, за игрой в гольф и т.д. В США популярной является поговорка «Дорога в члены управления компании лежит через спортивную площадку». Это способствует значительному увеличению привилегированных частных спортивных клубов либо центров поддержания здоровья.

К примеру, созданные для граждан США центры поддержания здоровья или здорового образа жизни руководят физкультурно-оздоровительными программами, направленными на ежедневные занятия различными категориями населения спортом. Например, в г.Анахайм (на юге американского штата Калифорнии) на предприятии «Одетикс» был создан «Центр здоровья», благодаря которому количество лиц, занимающихся физическими упражнениями, за 2 года увеличилось вдвое и достигло более 40% от общего числа работников. Это позволило уменьшить расходы на медицинское обслуживание работников, сократить число невыхода на работу по болезни, повысить производительность труда, а также сократить текучесть кадров и укрепить отношения в трудовом коллективе (Цыплаков В.А. Концепция развития массового спорта в США. vestnik-kafu, дата обращения 12.10.2024 г.).

При этом данные физкультурно-оздоровительные программы, в большей своей части, направлены на проведение физических упражнений, предназначенных для профилактики различных заболеваний. Это позволяет значительно снизить количество заболеваний и, соответственно, затраты на их лечение. А проведение регулярной медицинской диагностики заболеваний и обследования занимающихся лиц позволяет контролировать оценку их состояния здоровья и физической подготовленности.

Быть здоровым гражданином в США стало не только потребностью, а уже выступает как обязательное требование для карьерного роста государственных служащих и развития деловых качеств бизнесменов и так называемых «успешных» людей.

В этой связи, не случайно, руководители крупных компаний, фирм и организаций большое внимание уделяют физкультурно-массовой работе, предоставляя бесплатно все услуги во время проведения оздоровительных занятий, а также выделяя необходимое время для занятия отдельными физическими упражнениями в рабочее время.

К примеру, государственные чиновники в США основательно следят за собственной внешностью и физической формой, так как в ряде случаев их карьерный рост и его перспективы зависят не столько от деловых способностей, сколько от производимого ими внешнего впечатления. Также это учитывает компания «Спорт и здоровье», созданная в Вашингтоне и ряде других городов США. Центральный клуб Вашингтонской компании располагает 12 закрытыми и 10 открытыми теннисными кортами, крытыми и 3 открытыми 25-ти- метровыми бассейнами, крытой беговой дорожкой, залами для баскетбола, волейбола и аэробики, а также тренажерными залами (Цыплаков В.А. Концепция развития массового спорта в США // vestnik-kafu, дата обращения 12.10.2024 г.).

Следует отметить, что занятию массовым спортом способствует широко распространенная психология американцев выделиться и быть лучше других. Индивидуализм, как один из принципов американского стиля жизни, пропагандирует индивидуальный подход к вовлечению в занятия спортом, а также учет индивидуальных потребностей занимающихся. В США существует огромное количество литературы по спортивной тематике и методике занятий, что позволяет заниматься массовыми видами спорта без инструктора. При этом, специалисты рекомендуют преследовать четкую цель, например, сбросить вес, улучшить фигуру, укрепить здоровье и т.д. (1 -  Орехов Л.И., Караваева Е.Л. Оздоровление нации по-американски // Вестник ФК. – 2007 - № 1, 2 – С.38–40).

Поэтому такое отношение американского населения к массовому спорту воспитывается с детского возраста, прежде всего, в семье и школе. В США каждый штат и каждая школа в отдельности имеют право на программу, в зависимости от условий, традиций, начиная с преподавательского состава, материальной базы, что значительно повышает интерес к занятиям. Эту же тенденцию продолжают колледжи и университеты. В учебных заведениях около 30 млн. девушек и юношей, детей и подростков в возрасте от 6 до 21 года охвачены различными спортивными программами (Цыплаков В.А. Концепция развития массового спорта в США // vestnik-kafu, дата обращения 12.10.2024 г.)

Таким образом, за рубежом массовый спорт выступает в качестве механизма оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особое значение и заинтересованы в активном вовлечении населения в занятие массовым спортом. Основными характеристиками процессов развития массового спорта являются: повышение роли государства в поддержке массового спорта, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактике негативных социальных явлений, в том числе предупреждении противоправных деяний, использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.

В свою очередь, вовлечение населения в занятия массовым спортом  привело к росту доходов от спортивных мероприятий и сектора спортивных услуг, увеличения объемов спортивного телерадиовещания, развития физкультурно-оздоровительной инфраструктуры с учетом потребностей населения, многообразия форм обслуживания, методов и средств предложения услуг массового спорта.

В целом, некоторыми исследователями (Орехов Л.И., Караваева Е.Л. Оздоровление нации по-американски // Вестник ФК. – 2007 - № 1, 2 – С.38–40.) выделяются следующие «мировые тенденции развития массового спорта»:

- постоянный рост числа занимающихся спортом для всех, которое в США, Германии и других европейских странах, Японии, Австралии, Канаде  достигло около 60% их населения (в Казахстане – чуть более 40%);

- опережающее развитие спорта для всех по отношению к спорту высших достижений. Эта тенденция наиболее выражена в экономически развитых странах с развитой демократией и высокой ценностью жизни и здоровья человека. В бедных странах, особенно с тоталитарным устройством, преобладающим направлением остается спорт высших достижений, целям которого подчинен и массовый спорт;

- изменение мотивов занятий спортом: все более теряет свою значимость мотив достижения успеха и самоутверждения, и в то же время усиливаются такие мотивы, как получение удовольствия, укрепление здоровья, красивая фигура;

- усиление взаимосвязи спорта для всех с экологией. Так как занятия спортом для здоровья и здорового досуга формируют уважительное отношение к природе, все больше и больше людей понимают: чем закаленнее и подготовленней к нагрузкам организм, чем выше его иммунные силы, тем выше его способность адаптироваться к реальной, к сожалению, не улучшающейся, экологической среде. Таким образом, спорт для всех, базируясь на природе, неизбежно привносит и будет привносить в общество сознание необходимости активного решения экологических проблем;

- увлечение молодежью, наряду с традиционными, также и экстремальными видами спорта. В основе этого – желание преодолеть страх, и хоть на время - однообразие жизни;

- создание условий для совместных занятий физической культурой в семье, для решения проблемы взаимопонимания и укрепления здоровья, а также как способ уберечь детей от наркотиков, алкоголя, курения и тлетворного влияния преступного мира.

Представляется возможным согласиться с представленными выводами и сказать, что в рассматриваемой сфере наиболее приемлемый для Казахстана, по нашему мнению, американский опыт развития массового спорта, который необходимо профильному министерству подробно и комплексно исследовать в плане его возможного заимствования с учетом условий и реалий нашей страны.

Принимая во внимание опыт зарубежных стран в развитии массового спорта представляется возможным предположить, что его развитие будет более эффективно осуществляться в Казахстане при наличии следующих условий:

1) восприятие вышеназванных мировых тенденций развития массового спорта применительно к области развития физической культуры и массового спорта Республики Казахстан с учетом местных реалий;

2) усиление роли информационного (прежде всего, усиление пропаганды здорового образа жизни), научного (исследование имеющихся проблем физкультурно-спортивной отрасли и выработка научных рекомендаций) и кадрового (подготовка специалистов спортивного профиля, в том числе спортивных врачей, психологов, нутрициологов и других) обеспечения развития физической культуры и массового спорта в повседневную жизнь населения страны, в том числе разработка соответствующих физкультурно-оздоровительных и спортивных программ;

3) кардинальное переформатирование работы уполномоченного государственного органа (министерства туризма и спорта) и других государственных органов, а также общественных организаций по развитию массового спорта, что предусматривает, прежде всего, совершенствование действующего законодательства в области физической культуры и спорта;

4) создание необходимой финансовой и материально-технической базы развития массового спорта;

5) исчерпывающее и безусловное выполнение имеющихся рекомендаций государственных органов в области развития спортивной отрасли, в частности, вышеуказанного проведенного Антикоррупционной службой анализа коррупционных рисков в сфере финансирования спорта.

Не претендуя на бесспорность высказанных рекомендаций, полагаем, что предложенные в настоящей статье некоторые пути решения проблем развития массового спорта активизируют и интенсифицируют эти процессы, от которых будет зависеть дальнейшее прогрессивное и динамичное развитие физкультурно-спортивной отрасли Республики Казахстан, а также оздоровление и повышение физического развития населения нашей страны.

Ещанов Алмаз Шукирович,

доктор юридических наук, профессор, почетный работник образования Республики Казахстан, почетный спортивный работник

Abai.kz

2 пікір